Commercial vehicles in Russia in 2016

The commercial vehicle market is represented by large vehicles (trucks) and light-commercial vehicles, or LCV, and also by bus. According to ASM-holding, 52.25 million vehicles are registered in Russia on January 1, 2016 , including LCV 3.05 million, 4.18 million and 0.77 million trucks buses. Thus, commercial fleet makes 15% of total fleet in Russia. Key role on the market is played by Russian auto makers.

По данным ОАР (Объединения Автопроизводителей России), парк автомобильной техники на данный момент обновляется на 4% ежегодно.

Рынок отражает общую ситуацию, сложившуюся в российской экономике. Валовый продукт (ВВП) России в 2015 году упал согласно Росстату на -3.7% к 2014 году. Автомобильное производство понесло урон порядка -30%. В случае неблагоприятной ситуации с инфраструктурными проектами падают продажи крупнотоннажных машин, при ударе по малому и среднему бизнесу страдают продажи LCV.

В том, что касается проектов инфраструктуры, правительство, судя по всему, предпринимает определённые усилия. В январе 2016 года вступил в силу федеральный закон о государственно-частном партнёрстве (коротко ГЧП), его применением занимается Минэкономразвития. Создана единая база проектов (pppi.ru). К 1 июля 2016 года будет подведена законодательная база в регионах. Инвестиционные проекты в основном касаются Центрального, Южного и Северного ФО.

Ситуация с малым бизнесом более призрачна, поскольку он всецело зависит от рыночной конъюнктуры и потребления. Малый бизнес России сосредоточен на 33.2% в торговле и услугах (потери торговли в 2015 году около -10%), на 19.1% в услугах с недвижимостью (потери -0.5%), на 12.6% в строительстве (падение – 7.5%). В таких условиях планы по покупке техники зачастую откладываются до лучших времён.

В обоих случаях участники рынка отмечают особую роль госрегулирования отрасли: как целевой поддержки, так и прочего регулирования наподобие курсов валют.

Аналитическое отраслевое агентство Автосельхозмаш-холдинг (АСМ-Холдинг) собрало у себя профессионалов-участников рынка на 7 очередную конференцию с целью рассмотрения текущей ситуации на рынке и её перспектив. Общую тональность встречи можно охарактеризовать как деловую, однако, особого оптимизма не внушающую.

Вместе с тем, на встрече были представлены актуальные проекты отечественных производителей, были обозначены ситуация на рынке и ожидаемая господдержка отрасли.

Успехи производителей

Компания Урал, по информации к.в.н. С.В. Суворова, запустила целый ряд новинок гражданского и силового назначения. Прежде всего, стартовало производство Урал Некст.

Кроме того, запущены новые Уралы для силовых структур (разработан для МВД РФ), Мотовоз-М, Торнадо-У и Тайфун-У. Новинки компании приняли участие в экспедиции на Северный Ледовитый Океан и зарекомендовали себя там наилучшим образом в экстремальных погодных условиях.

Начальник отдела маркетинга ОАО «КамАЗ» Минин В.С. поделился, что грузовики свыше 14 тонн в ближайшие годы примут участие в реализации ряда крупных проектов: строительстве магистрали «Москва-Казань», газопровода «Сила Сибири» и в подготовке Чемпионата Мира по футболу в 2018 году.

Профессор кафедры двигателей Владимирского Госуниверситета Драгомиров М.С. рассказал о ведущихся учёными разработках высокоэффективной фильтрации охлаждающих жидкостей.

В целом, выступления отечественных производителей внушали веру в будущее непременное улучшение ситуации.

Краткий обзор рынка и его перспектив

Согласно статистике Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), в 2015 году продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей упали на -36.7% до 1.6 млн автомобилей в сравнении с 2014 годом. Автобусы упали примерно на 21%, грузовики потеряли по разным оценкам 35-52%. Продажи подержанных машин снизились на -20% до 4.9 млн шт.

Наименование Количество продаж, шт Падение к 2014, %
Лёгкие коммерческие автомобили 107’400 -16.5%
Грузовики 49’087 -46.4%
Автобусы 8’700 -21.4%
Итого 165’187 -28.1%

Источник: Усреднённые данные АСМ-Холдинга и ОАР

Как мы видим, лёгкие коммерческие автомобили с падением -16.5% продемонстировали относительно неплохой результат.

В связи с политикой Центробанка по ослаблению курса рубля и успешными результатами работы некоторых автопроизводителей, структура рынка также поменялась. Например, по данным ОАО «КамАЗ», доля компании в 2015 году в грузовиках 14+ тонн выросла на 10% до 51%. Рынок автобусов за это время упал на -23%, и доля НЕФАЗа выросла на 11%.

По данным АСМ-холдинга, в лёгких грузовиках до 5 тонн доля российского производства составляет 95%, в автобусах – 89%, в микроавтобусах – 76%. Самые продаваемые модели среди грузовиков свыше 5 тонн – КамАЗ 65115 и Gazon Next. Лидером среди автобусов является ПАЗ 3205, LCV – Gazel Next и УАЗ 3741.

Импорт и экспорт грузовых автомобилей и автобусов снизился до 26’684 шт, причём тенденция резкого снижения импорта прослеживалась с 2012 года.

По данным И.А. Коровкина (ОАР), объём импорта автокомпонентов и запасных частей в Россию составил 17-20 млрд дол. 10% из них пошло на комплектующие для отечественных машин, ещё 10% – на запчасти к ним. Остальное – запчасти и комплектующие иномарок.

Господдержка

Особенным вниманием на мероприятии пользовался А.Н. Морозов, заместитель Министра промышленности и торговли.

Александр Николаевич обрадовал присутствующих увеличением мер государственной поддержки автопрома в целом – всего в 2016 году предусмотрено 136.7 млрд руб. В то же время, присутствующие отметили, что эти меры недостаточны и направляемые средства в пересчёте на стоимость транспорта судьбу рынка не изменят. В 2016 году прямых закупок государством техники не предусмотрено.

Часть программ поддержки автопрома коснётся коммерческого автотранспорта. Государство снова, как и в 2015 году, выделит 5 млрд руб на льготный лизинг, 1 млрд на закупку троллейбусов и 3 млрд на закупку 1’400 шт газомоторной техники. 7.2 млрд руб будет отдано на субсидии по инвесткредитам для Gazel Next и Mercedes-Benz Sprinter Classic.

В программе также имеются 2 новые статьи. Первая – выделение 3 млрд на обновление машин скорой помощи.

Вторая – создание Российского экспортного центра для поддержки экспорта. Экспортный потенциал на данный момент оформляется, ведутся работы по систематизации возможностей и выстраиванию дилерской инфраструктуры на целевых рынках (основные – Алжир, Иран и Египет). В полную мощь экспорт развернётся в 2018 году, и 50% поддержки планируется для коммерческих автомобилей.

В работе конференции принял участие депутат от КПРФ Н.В. Коломейцев. Он справедливо указал на то, что отечественные производители недополучают возможностей межправительственных соглашений, что цены на электроэнергию высоки – а это около 60% себестоимости, что у нас самая худшая налоговая нагрузка на бизнес… И мы все это знаем. Знаем, что наши производители поставлены в трудные условия, и что поддержки для них оказывается недостаточно.

С другой стороной тех же проблем сталкивается потребитель. Сегодня в мире основным глобальным трендом рынка является увеличение значимости стоимости владения. Ведь счастливому обладателю нового автомобиля предстоит его обслуживать. Условия гарантии, стоимость сервиса и запасных частей, техобслуживание, цены на бензин – это проблемы, которые также требуют политических инициатив, в том числе тех, о которых упоминалось выше.

Sources: Russian Statistics Office, Profile, Izvestia, ASM-Holding, Russian Statistics Office, Vedomosti, KamAZ, Ural, OAR or Association of Russian Manufacturers, Rossiyskaya Gazeta, Zr.ru.

Share to friends
Subscription
By pressing Subscribe button you agree with Policy of cookies, Policy of private data protection and give permission to process you private data.