On Leningrad prospect in Moscow, on the territory of cultural-trading complex named «Bolshevik», is now placed Museum of Russian Impressionism. The museum, opened for public on May 28, 2016 – is one of the places in Moscow, which are necessary to be visited for lovers of the Russian art in whole and of impressionism in particular.
Три вещи особенно влекут к музею:
Во-первых, он дарит эстетическое удовлетворение, коллекция подобрана с любовью и большим вкусом.
Во-вторых, комфорт. Организация музея заслуживает отдельной благодарности. Здесь продумано всё, вплоть до мельчайших деталей.
И, в третьих, доступность для широкой публики.
Нам, гостям и журналистам, собравшимся на открытии музея, посчастливилось познакомиться с музеем из уст Юлии Петровой – искусствоведа и филолога (СПбГУ), вдохновительницы, составительницы коллекции и директрисы музея.
Постоянная экспозиция Музея русского импрессионизма
Коллекция открывает новые грани русского искусства, дополняя картину крупнейших музеев России. Юлия Петрова говорит о том, что интересы по приобретению работ у музея смежные с Третьяковской галереей. То есть, музеями покупаются различные работы одних и тех же мастеров, выражающие соответствующие вкусам музеев стороны их творчества.
В экспозиции Музея русского импрессионизма представлены работы Василия Поленова («В овраге») и его учеников, ведь именно он и Илья Репин впервые заговорили об импрессионизме в 1870-е.
Импрессионизм – направление в искусстве XIX – н. XX вв. Возникло оно во Франции, в названии подчёркивается философская суть явления, картина – пойманный взглядом момент жизни. Сложные тона живописи у импрессионистов раскладываются на перемежающиеся мазки чистых цветов, формы приобретают нечёткие будто движущиеся очертания, композиция асимметрична и становится фрагментом, кадром окружающего мира.
Экспонаты Музея русского импрессионизма очень яркие, интересные по темам и живописи. Прежде всего, их объединяет художественная или идейная близость к заявленной в названии музея тематике. Вместе с тем, русский импрессионизм, связываемый с К. Коровиным, И. Грабарем, А. Архиповым, С. Малявиным и В. Серовым, до сих пор мало изучен и правомерность термина оспаривается. Часто импрессионизм в России был лишь частью творческого пути художника, и Музей русского импрессионизма позволяет прикоснуться к малоизвестному публике опыту.
Неожиданными для неискушенного зрителя оказываются работы Б. Кустодиева («Венеция») и известных авангардистов П. Кончаловского («Каток. Динамо») и В. Баранова-Россине. Последний подчёркивал, что импрессионистический период – неотъемлемая часть его творчества. П. Кончаловскому, кстати, принадлежит самая дорогая работа коллекции – полотно «Всякие цветы».
Помимо упомянутых, коллекция включает работы Н. Богданова-Бельского «Лето», К. Юона «Ворота ростовского кремля», С. Жуковского «Осенний лес», Б. Кустодиева «Венеция», И. Грабаря «Зимний пейзаж», В. Серова «Окно» и другие.
А. Герасимов, известный русский и советский художник, в 1934 году, пребывая в творческой командировке в Париже, пишет «Монмартр ночью», вовсе не похожий на только что провозглашённый социалистический реализм.
Помимо общеизвестных работ русских художников, в экспозиции почётное место занимают советские мастера: Сергей Радюк «Купальщицы», Владимир Рогозин «Литейный мост» и Ким Бритов «Зима на Урале».
Юрий Пименов, художник счастливой судьбы и большой любимец директора музея, не был импрессионистом по мазку. Однако, сам себя называл «реалистический импрессионист».
Юлия Петрова обрадовала нас тем, что рассказала о переговорах с коллекционерами об экспонировании в музее предметов частных коллекций.
В ответ на вопрос Э-Вести: «Будете ли Вы пополнять коллекцию работами современных художников?» Юлия ответила, что «скорее нет, чем да, это не плановая работа». Фокус музея сделан на XIX-XX вв. «В тот момент, когда новаторство стало традицией, не стоит искать свежих находок», – пояснила она.
Выставочная и просветительская деятельность
Сам по себе музей – проект гуманитарный; коллекционер и меценат Борис Минц заложил в его основание задачи просветительские. Музей, который, между прочим, располагается на территории принадлежащего Минцу бизнес-центра, обошёлся в $20 млн (сумма не включает произведения искусства).
От замысла до основания музея прошло более четырёх лет. За это время Борисом Минцем и Юлией Петровой была сформирована коллекция, приготовлено здание, к работе над которым привлечены специалисты бюро John McAslan. Прошли показы коллекции в аукционном доме MacDougall в Англии, в России (Иваново), в Италии (Венеции) и Германии (Фрайбурге).
При взгляде на посетительницу с младенцем, Юлия Петрова воскликнула: «Какое счастье, что в музей приходят с детьми. Мы посчитали, что очень важно создать инфраструктуру, чтобы к нам приходили с детьми». Музей комфортабелен для семей в любом составе и людей с ограниченными возможностями.
Лекционная работа началась за 3 года до официального открытия музея. Сегодня в музее читаются лекции по теме «Импрессионизм…» разных стран.
В музее по 28 августа 2016 года проходит выставка «Очарованный странник» потрясающего русского художника Арнольда Лаховского, ученика Ильи Репина. А осенью, когда основная экспозиция уедет на гастроли, будет выставляться Валерий Кошляков – художник, представленный в основной экспозиции работами из серии «Открытки», далёкий от импрессионизма и проводящий идею размытости изображения как символа уходящей нашей цивилизации. Также запланированы творческие встречи, выставки и многое другое.
Если у Вас есть возможность и желание, рекомендуем Вам посетить этот музей. Думается, он удовлетворит и любителей Третьяковки, и завсегдатаев Орсэ.