Елена Проклова: Гипертрофированная любовь приносит очень много боли

Елена Проклова: Гипертрофированная любовь приносит очень много боли

В Московском Театре «Школа современной пьесы» снова конфликтная ситуация! Но на этот раз – с позитивным исходом. В апрельском премьерном спектакле «Семейный шкаф и его обитатели» по пьесе Орена Сафди «Выживание», в постановке режиссёра Романа Самгина в жанре трагикомедии, – межличностные семейные отношения предстают во всей красе – изнутри и снаружи; со всеми своими «скелетами в шкафу».

Здесь всё символично: необычные наряды героев, где каждый элемент – знак их натуры и перемен внутренних состояний… Шкаф, во всю стену, – набитый платьями хозяйки дома… Из него не раз вылетает большая неуловимая серая моль, и порхает как птичка – в эмоциональных вихрях семейных бурь.

Родители готовятся к знакомству с невестой своего сына Сэмюэля. Они ждут молодую пару на семейный обед. Всё начинается достаточно мило, – с аккуратной сервировки стола и переговоров отца и матери, – как надо встретить молодых. Но это – только начало. Вот появляется на сцене их взрослое «дитя», за ним – его возлюбленная… И действие динамично развивается на «крещендо»: от любезности – до взрывного вскрытия «нутра» каждого члена семьи, а за ними и прекрасной невесты Мэлори – «дамы, приятной во всех отношениях», чья исповедь, в результате, повергает всех в шок!

Елена Проклова (Ширли)
Елена Проклова (Ширли)

Яркая, убедительная, искренне эмоциональная игра замечательной актрисы Елены Прокловой в роли Ширли – матери сыночка, которого все его избранницы недостойны, являет её образ в красочно-объемном диапазоне – от полной стервы, – до несчастной женщины, достойной сострадания. Она раскручивает всё действо своей неуёмной энергией в нужную ей сторону; отношения разрушаются. В том числе и внутри семьи. При этом, Ширли напоминает всем своим видом и поведением – то императрицу, то Снежную Королеву, то «благоразумную» диктаторшу дома, подавляющая волю мужа и сына. Добившись, в конце концов, того, что семейная «лодка» разбивается бурей разгулявшихся страстей, Ширли остаётся в одиночестве и… превращается в несчастного ребёнка, со своей внутренней неизлеченной раной. Но, финал неожиданно оборачивается «мажорным аккордом». Исповедь всех героев друг перед другом даёт положительные плоды осознанного очищения души. И это раскрывает их сердца навстречу друг другу…

Что думает и чувствует за образом своего персонажа Заслуженная актриса РСФСР Елена Проклова, рассказывает Э-Вести она сама:

Э-Вести: Елена Игоревна, в чём на Ваш взгляд актуальность спектакля?

Елена Проклова: Мне кажется, этот спектакль поможет тем, кто пришёл в этот зал, задуматься о том, стоит ли, вот так – влезать в жизнь, даже очень близких людей?

Елена Проклова (Ширли, мать) и Александр Овчинников (Сэмюэль, сын)
Елена Проклова (Ширли, мать) и Александр Овчинников (Сэмюэль, сын)

Зачастую, наши добрые намерения превращаются в большую досаду для близких. Вот здесь есть смысл всем нам об этом подумать. Я, во всяком случае, думаю, когда играю эту роль. Нет родителей, которые бы желали зла своим детям. Но, зачастую, все их действия приводят к негативному результату. Как говорится, добрыми намерениями выложена дорога в ад. Очень трудно матери сдержать себя, чтобы не дать совет, не попробовать как-то повлиять на судьбу ребёнка. Это так неправильно! Моей дочери уже 50 лет скоро, и у меня какой-то опыт уже имеется. Я понимаю, что самое главное, это помогать пережить неудачу. А совсем решать за них, что хорошо и что плохо, это не надо. Неудача – это самый прекрасный жизненный опыт. Мы, благодаря ему, делаемся сильнее, отзывчивее, учимся замечать у других какую-то боль… Поэтому, боли просто не надо боятся. Надо помогать близким её пережить.

ЭВ: Интересно ли было работать с Романом Самгиным?

Елена Проклова: О, Роман Самгин замечательный режиссёр! Я ему безумно благодарна за такой подробный разбор пьесы, роли, характера… И вообще, самой темы. Я давно уже так подробно над ролями не работала, потому что антреприза предполагает более быстрый темп работы, а тут мы 3 месяца не могли расстаться! Было интересно копаться в характерах наших героев. И мне, и нам всем кажется, что на сцене присутствует семья, отношения, в которых и разобраться-то трудно. Но, она есть, эта каша, в которой варятся все эти страсти, эмоции… И это не просто было выстроить, потому что мы все разные люди, и первый раз все встретились в работе над спектаклем. Но теперь это тоже моя семья.

Екатерина Олькина (Мэлори, невеста), Елена Проклова (Ширли, мать) и Александр Овчинников (Сэмюэль, сын)
Екатерина Олькина (Мэлори, невеста), Елена Проклова (Ширли, мать) и Александр Овчинников (Сэмюэль, сын)

ЭВ: Кто придумывал ваши необычные наряды, которые выглядят символично?

Елена Проклова: У нас очень хороший художник по спектаклю, она же и художник по костюмам, Юлиана Лайкова, – очень творческая личность! Они с режиссёром Романом Самгиным обсуждали, что за колорит, и какое должно быть художественное «мясо» в оформлении образов. И решили, что это не должно быть тривиально, привычно, как обычно мы ходим в жизни, а должно быть в костюмах, в обстановке нечто богемное, интересное, неожиданное. Чтобы это была история не просто каких-то людей, а, чтобы в этой семье всеми было творчески ярко выражено всё, что с ними происходит… Поэтому и костюмы необычны, и сцена, и музыка… Она и романтична, и в то же время, какой-то поп-арт. Да, у нас были задумки, символически передать в костюмах особенности и тайны внутреннего мира каждого из героев. Хотя, были сомнения, что кто-то всё это прочтёт.

ЭВ: Это видно, и особенно интересно передано в конце, когда все «гирлянды» мечтаний Ширли и представлений о себе, слетают с её наряда, и она остаётся в простом белом платье своей чистой детской души, обнажённой как у ребёнка… Вы согласны с таким виденьем зрителя?

Елена Проклова: Я очень благодарна за то, что вы это увидели и «прочли»!

ЭВ: Что близко Вам в этой роли, а что нет?

Елена Проклова: Мне всё не близко в этой роли, я принципиально другой человек. Тем интереснее было работать над этим образом. Когда я пришла на первую читку, я подумала, боже, какое чудовище, а не женщина! Как вообще так можно? И разве можно быть такой? И Роман Самгин меня переубедил. Он сказал: «Ты играй в любовь к сыну, к мужу, в конце концов… Просто про любовь, потому что без неё и жить-то невозможно. Даже плохие отношения не могут быть без любви». И когда я работала над этим, я поняла, что да, это правда. Любовь, – это не просто отношения в розовых цветочках, – они могут быть и такими уродливыми, искажёнными. И чаще всего такая гипертрофированная любовь приносит очень много боли.

Екатерина Олькина (Мэлори), Александр Овчинников (Сэмюэль), Владимир Шульга (Джон) и Елена Проклова (Ширли)
Екатерина Олькина (Мэлори), Александр Овчинников (Сэмюэль), Владимир Шульга (Джон) и Елена Проклова (Ширли)

ЭВ: Вы просматривали в работе над ролью и свою жизнь?

Елена Проклова: Конечно! Нет ни одной роли, которую я бы не просматривала через себя. Даже если я играю отрицательную героиню, как здесь, – я её люблю. Я ищу, где она права. Ищу, как её оправдать, и где зритель мог бы ей посочувствовать. Мне так было важно, чтобы в конце, в этом танце, когда я поймала эту летающую моль из шкафа, было видно одиночество Ширли, её беззащитность… Чтобы её, – такую плохую, – пожалели. Мне кажется, это очень важно, когда мы своё чувство жалости отдаём не самым любимым людям. А иногда, и совсем посторонним. Если у меня получилось всё это передать, – её превращения – из ужасной женщины – в потерянного ребёнка, – я очень рада!

~~~

В спектакле действительно всё получилось! Он был принят очень тепло и с большим интересом. Каждый зритель нашёл возможность найти в «Семейном шкафу и его обитателях» решение своих проблем с близкими людьми, и всем посочувствовать.

Пожалуй, секрет такого успеха можно выразить словами самого Романа Самгина: «Эта пьеса – одно из тех редких произведений драматического искусства, где и про любовь, и со смыслом».

Нина Яхонтова

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку