10 и 11 марта 2018 года в Москве состоится 11-й этап Кубка Мира по Сноуборду в дисциплине «сноуборд-кросс» (борд-кросс). Это самый «гоночный» и контактный вариант соревнований, где одновременно на склоне состязаются от четырех до шести сноубордистов. Он же и самый травматичный. О специфике соревнований, о травмах на сноуборде и о том, как их избежать «Э-Вести» выяснял у тренера, вырастившего двух олимпийских чемпионов.
На Московский этап Кубка Мира по Сноуборду 2018 в Крылатском приедут около 120 сильнейших спортсменов из 16 стран мира. Сноуборд-кросс проходит на специальной трассе, профилированной разными фигурами – виражами, трамплинами, гребенками, валами и прочими элементами. Причем московский этап Кубка Мира 2018 будет проходить в формате «спринт-кросс» — с более короткой и более пологой трассой, которая предъявляет особые требования к мастерству и технике прохождения фигур (их на трассе будет 30).
Кубок Мира по Сноуборду (Snowboard World Cup) – это международное соревнование среди сноубордистов, ежегодно с 1994 года проводимое Международной федерацией лыжного спорта (FIS). Круг его дисциплин разбит на три категории – параллельная, акробатическая, и сноуборд-кросс. В первую входят параллельные слалом и гигантский слалом, где пара спортсменов на время спускается с горки, проходя установленные ворота. Акробатическая включает в себя биг-эйр, хафпайп и слоупстайл дисциплины, где спортсмены соревнуются в выполнении акробатических трюков. А вот в сноуборд-кроссе – в самом «гоночном» варианте состязаний на скорость — соревнуются от четырех до шести сноубордистов одновременно.
Сноуборд-кросс — непредсказуемая дисциплина, где все может измениться в любой момент. Хотя наша команда после Зимней Олимпиады 2018 в Корее потеряла двух лидеров – Николая Олюнина и Марию Васильцову, которые получили травмы и сейчас восстанавливаются, но наши заслуженные мастера, победители и призеры международных соревнований, и молодые спортсмены имеют большие шансы попасть в большой финал.
Культурно-политический журнал «Э-Вести» спросил старшего тренера национальной команды Артура Олеговича Злобина прокомментировать ситуацию с травмами наших спортсменов.
ЭВ: Артур Олегович, с чем связан травматизм российских сноубордистов на олимпиаде в Пхёнчхане?
Артур О. Злобин: По видимому, олимпийская трасса не была выверена по скоростям, или при строительстве была другая погода и «пристрелка» кросса шла на более низких скоростях, чем на соревнованиях. В Корее на сноуборд-кроссе получили травмы 16 человек разных наций, потому что у ребят скорость была местами 87 км/ч – это очень много для кросс-борда.
ЭВ: Такая травматичность — это выше нормы для этого вида соревнований?
Артур О. Злобин: Если смотреть по статистике, то на олимпиаде в Сочи кросс-борд тоже признали самым травматичным видом спорта, но в Корее, к сожалению, это превзошло все ожидания.
ЭВ: Что делается для того, чтобы трассы для сноуборда были более безопасными?
Артур О. Злобин: К сожалению, здесь все завязано на ТВ-трансляции, на прямое вещание. Но сейчас большой резонанс от травм, полученных в Корее, поэтому возможно, что на FIS-конгрессе примут какие-то дополнения к программам, когда можно будет заблокировать состязания до перестройки трассы.
Перестройки, которые тренеры рекомендуют сделать после тренировок, не всегда возможны при трансляции, потому что когда уже сделана форма — все гладко, чисто, красиво — непросто взять и перестроить трассу, двинуть несколько фигур. Там, где Николай Олюнин получил травму, на входе в так называемый «косой ров», справа глубина была 7 метров! То есть, ему нужно было либо оттормаживать, либо… Но мы кроме золота другой медали не видели, поэтому Николай поступил таким образом. Если вернуть ситуацию обратно, то, я думаю, он опять поступил бы точно так же. Трасса для сноуборда была построена так, что нашелся такой глубокий приём с трамплина.
Но спортсмены — не гладиаторы, и хотелось бы, чтобы они выходили с трассы целыми. Все-таки, весь подготовленный трек должен весь вестись нормально.
ЭВ: Кстати, если говорить о начинающих сноубордистах, то что им можно посоветовать, чтобы не рисковать здоровьем?
Артур О. Злобин: Я бы не сказал, что сноуборд как вид спорта мега-травматичен. По статистике, любители сноуборда ломаются либо в первый день, либо когда начинают «наглеть» на трассе, приобретая определенные навыки. Ведь на сноуборд-кросс не ездят просто так, только подготовленными.
Травмы в основном возникают при фрирайде, когда где-то в лесу люди натыкаются на естественные препятствия, на деревья. Такой спорт наверняка будет самым травматичным.
И, конечно, организаторы и постройщики сноуборд трасс должны сделать выводы. Не все так просто. Видите, здесь какая штука… Сегодня, допустим, будет 20 градусов мороза, и доска скользит с определенной скоростью. А на момент соревнований будет минус 5, скольжение значительно улучшится, и все эти перелеты от фигуры к фигуре и все пристрелки, которые были на тренировке, уже отпадают, все уже приходится на ходу решать, с нуля. Вот в этом, конечно, сложность, на это надо обращать внимание.