12 ноября в московском Доме И.С. Остроухова состоится лекция Натальи Александровны Громовой «Квадратные метры творчества: литературный советский быт 30-50-х гг». Лекция посвящена роли быта в жизни и творчестве русских писателей советского периода. Она пройдет в преддверии запуска выставочного проекта «Квартирный вопрос», организуемого Государственным литературным музеем.
Быт писателя и его творчество, сосуществование художника и власти, двойственность жизни писателя, когда одно писалось для печати, а другое для себя, — этим темам посвящены лекция и выставка. Выставка будет проходить с 18 ноября 2016 г. по 26 ноября 2017 г. в Государственном Литературном музее.
В период 30-50 гг. XX века квартирный вопрос стоял очень остро для огромного количества москвичей: город был перенаселен, а жилплощадь доставалась с большим трудом. Именно в этот период активизировался процесс «огосударствления» литературы, когда власть поощряла одних, лояльных ей, и отвергала других, неугодных режиму или не соответствующих партийной идеологии. Бытовая неустроенность, отсутствие постоянного заработка, неуверенность в собственном будущем, — оставили свой след в произведениях многих советских авторов.
«Э Вести» обратились к автору лекции, члену Союза писателей Наталье Александровне Громовой, и попросили её рассказать о предстоящей лекции немного подробнее.
ЭВ: Скажите пожалуйста, каким образом быт писателей повлиял на их произведения?
Н. Громова: В 30-е годы XX века, когда не только писатели, но и вообще советские граждане бились за каждый метр площади, квартирный вопрос существенно повлиял на содержание литературных произведений. Чтобы понять это, достаточно вспомнить произведения Ильфа и Петрова, где описан быт коммунальных квартир, а также «Мастера и Маргариту» Булгакова, где граждане писали доносы друг на друга, чтобы получить квадратные метры или комнату.
ЭВ: На кого нацелена Ваша лекция?
Н. Громова: Она, в основном, ориентирована на молодежь, которая ничего не знает о советском прошлом, а также на всех, кто интересуется историей литературы.
ЭВ: На Ваш взгляд, что изменилось в быту писателей, если сравнивать наше время и советский период?
Н. Громова: Изменилось все. Советский писатель был частью номенклатуры. Если он попадал в эту прослойку, ему полагались квартира, дача, особые продукты в распределителях. На 1 съезде советских писателей произошло создание этой номенклатуры: те, кто обслуживал власть, писал «нужные» произведения, получали вознаграждение. Сейчас писатели особенно никому не нужны, кроме читателей, что хорошо, но не всех устраивает. Многие хотели бы вернуться в «советский рай».
ЭВ: Как данный проект может помочь читателям лучше понимать произведения советских писателей?
Н. Громова: Когда читатели узнают контекст, то есть основные события тех лет, они начинают глубже понимать время, своих бабушек и дедушек, и не идеализируют советскую жизнь, которая вдруг снова стала популярна. Борьба за квадратные метры, место в очереди, хоть за хлебом, хоть за автомобилем, — превращало советского человека в безумного обывателя, хотя в газетах говорилось совсем другое. Все эти качества советского обывателя были неоднократно описаны Эрдманом, Маяковским, Булгаковым, а потом уже Войновичем, Довлатовым и многими другими писателями.
Источники: Государственный литературный музей, Museum.ru