Компания Airbus успешно выполнила первый полностью автоматический взлет самолёта А350-1000 с помощью системы искусственного зрения в аэропорту Тулуза-Бланьяк во Франции в декабре прошлого года.
Уже много лет обсуждается идея беспилотных коммерческих лайнеров, однако несмотря на наличие технологий в жизнь эта концепция пока не была воплощена.
Аэробус сообщает, что 18 декабря 2019 года экипаж, состоящий из двух летчиков-испытателей и трёх инженеров-испытателей, взлетел около 10:15 и совершил в общей сложности 8 автоматических взлетов в течение четырех с половиной часов.
«Самолет выполнил все, что ожидалось в ходе этих знаковых испытаний. Завершив руление на взлетно-посадочной полосе и ожидая разрешения от управления воздушным движением, мы включили автопилот, – пояснил лётчик-испытатель Airbus капитан Ян Бофилс. – Мы перевели рычаги дроссельной заслонки в режим взлета и следили за самолетом. Он начал двигаться и ускоряться автоматически, сохраняя центральную линию взлетно-посадочной полосы, с точной скоростью вращения, как было введено в систему. Нос самолета начал автоматически подниматься вверх, чтобы принять ожидаемое значение взлетного тангажа, и через несколько секунд мы уже были в воздухе».
В видео, опубликованном компанией, видно, что руки пилота отрываются от органов управления, и A350-1000 успешно взлетает.
Управляет взлетом технология искусственного зрения и распознавания изображений, а не эксплуатируемая сейчас система посадки по приборам (ILS), в которой горизонтальное и вертикальное наведение самолета обеспечивают радиоволновые передатчики взлетно-посадочной полосы.
В настоящее время многие коммерческие рейсы уже приземляются с помощью бортовых компьютеров, причем вручную пилоты управляют самолетом в среднем всего несколько минут. Самолёт взлетает в ручном режиме, затем переводится на автопилот, а потом его сажают по приборам.
Часто идея беспилотных самолётов поднимается в связи с проблемой нехватки лётчиков и как способ снизить расходы.
Однако многие высказывают опасения по поводу безопасности беспилотных самолетов, особенно после двух авиакатастроф с Boeing 737 MAX в прошлом году, которые были вызваны сбоями программного обеспечения.
«Это не вопрос технологии – это вопрос взаимодействия с регуляторами и восприятия путешествующей публикой», – сказал коммерческий директор Airbus Кристиан Шерер в июне 2019 года, когда его спросили о возможности беспилотных самолетов.
Он добавил, что катастрофы Boeing «высветили и подчеркнули необходимость абсолютной, бескомпромиссной безопасности в этой отрасли, будь то Airbus, Boeing или любой другой самолет».
А что же публика? Опрос, проведенный в 2019 году среди 22’000 человек американской компанией Ansys, показал, что 70% путешественников готовы летать на полностью автономных самолетах.
Несмотря на успешные испытания компания заявляет, что её цель не внедрять технологии ради технологий, а оценить потенциал и по возможности воспользоваться этими решениями для повышения эффективности и безопасности полётов.