Сегодня на Сингапурском авиасалоне Аэробус представил концепт нового пассажирского самолёта Maveric, построенного по схеме «летающего крыла». Фюзеляж в форме крыла обещает сократить расход топлива на 20%.
Традиционная форма самолета в виде вытянутой трубы фюзеляжа и крыльев с подвешенными на них двигателями, используемая на протяжении десятилетий, может скоро кардинально измениться.
На Сингапурском авиасалоне 2020 Airbus показал масштабную модель нового пассажирского авиалайнера, построенного по схеме «летающего крыла» – MAVERIC. Название расшифровывается как «Model Aircraft for Validation and Experimentation of Robust Innovative Controls», то есть «Модель самолета для проверки и экспериментирования надежных инновационных средств управления».
Модель размером 2 метра в длину и 3.2 метра в ширину представляет собой монокрыло площадью 2.3 м2 с двумя реактивными моторами в хвостовом оперении. Новая конструкция позволяет не только экономить до 20% топлива и столько же выбросов СО2, но открывает новые возможности по компоновке салона, кабины пилотов, силовых установок и много другого.
«Первоначально многие отвергали проект Maveric, называя его «хобби», то есть проект, который мало чему научит Airbus, – объясняет Адриен Берар, соруководитель проекта, – Поэтому мы должны были доказать их неправоту, показав, что можем создать жизнеспособную основу самолета будущего».
За три года команда проекта из десяти человек добилась своего, пройдя путь от простого эскиза до летающей модели. В июне 2019 года Maveric впервые поднялся в воздух, начав летные испытания, которые продлятся до середины 2020 года.
Концепция «летающего крыла» ведёт свою историю с 1930-40-х годов. Тогда её разработкой занимались СССР, Германия, Аргентина и США. Однако первые серийные машины появились лишь в 1981 году – ими стали ударные истребители-невидимки F-117 Nighthawk компании Lockheed Martin, снятые с эксплуатации в 2008 году из-за нехватки средств.
Сейчас самолеты этого типа есть только у ВВС США – тяжелые стратегические бомбардировщики B-2 Spirit. Разработкой аналогов, включая беспилотники, занимаются Россия и Китай.
Главным преимуществом «летающего крыла» является то, что подъемную силу создает вся поверхность самолёта, что позволяет существенно увеличить массу полезной нагрузки. Кроме того, такая форма обладает меньшим аэродинамическим сопротивлением, что повышает топливную эффективность авиалайнера. Она также позволяет снизить радиолокационную заметность самолёта, что крайне важно для военной техники.
Основной недостаток такой схемы – это рысканье – неустойчивость в полёте из-за того, что центр масс мало удален от рулей управления. Тем не менее, авиастроители пересматривают такие проекты, поскольку отрасль пытается создать более экологичные самолеты.
«Мы в Airbus понимаем, что общество ожидает от нас большего в плане улучшения экологических характеристик самолетов, – говорит Берар. – Конфигурация крыла Maveric потенциально может дать результат в этом отношении, и мы стремимся довести технологию до предела».
Исполнительный вице-президент по инжинирингу Жан-Брайс Дюмон заявил: «Мы считаем, что настало время продвинуть эту технологию дальше и изучить, что она нам принесёт. Нам нужны прорывные технологии, чтобы решить экологическую проблему».
Он сказал, что ещё слишком рано говорить от том, сможет ли такая конструкция стать основой для самолётов, которые появятся в 2030-х годах.
Одной из задач проекта была оценка динамики низкой скорости и сваливания. Будущие испытания будут изучать управляемость и модульность.
Airbus сейчас изучает, как самолет будет интегрирован в аэропорты, как будет построена кабина пилотов. Один из нерешенных вопросов – будет самолет иметь окна или следует использовать видеоэкраны для ориентации пассажиров в пространстве. Другой вопрос, как будут чувствовать себя пассажиры, сидящие по краям салона, во время поворота лайнера. Ведь в сравнении с классической компоновкой их кресла будут двигаться с большей амплитудой.