Соперничество Airbus с Boeing за контракты Парижского авиасалона в Лё-Бурже закончилось весомой победой европейского авиаконцерна. В этом году Аэробус получил заказы на сумму более $44 млрд. и должен был бы радоваться, но одна сделка Боинга не дает ему покоя ни ночью, ни днем.
Серьезная озабоченность авиакомпаний техническими проблемами Боинга 737 Max, приведшими к человеческим жертвам и повлекшая массовый отказ от его эксплуатации, дала Аэробусу хорошую фору, позволив собрать урожай заказов на $44 млрд., что приблизительно на $10 млрд. больше, чем у Боинга в этом году.
Главная ставка европейского производителя самолетов в этом сезоне была сделана на новый среднемагистральный лайнер A321XLR. И она оказалась удачной – 225 воздушных судов были заказаны воздушными перевозчиками и лизинговыми компаниями, среди которых: American Airlines, британская IAG, Air Lease Corp, лоукостеры Indigo Partners и JetBlue, австралийская Qantas Airways, саудовская Flynas, филиппинская Cebu Air и ливийская Middle East Airlines.
Помимо этого, были заключены контракты на авиалайнеры A330neo, A321neo, A320neo и A220. Всего Airbus объявил о сделках, охватывающих 383 самолета, включая твердые заказы на 159 и обязательства по 224.
Вся эта увлекательная и приятная кутерьма с прописыванием бумаг, пожиманием рук и подбиванием впечатляющих итогов, шла на фоне тихого присутствия Боинга, который изо всех сил пытался восстановить доверие к 737 Max. Как сказал глава американской авиастроительной корпорации Деннис Муйленбург, Boeing подошел к выставке со «смирением». Он заверил, что в отношении 737 Max компания по-прежнему строит большие планы.
И вот, в середине выставки, как гром среди ясного неба, объявляют, что англо-испанский консорциум British Airways и Iberia – AIG подписывает с Боингом договор о покупке 200 (!) отверженных всеми лайнеров 737 Max на сумму в $24 млрд.
И хотя соглашение оформлено в виде письма о намерениях, то есть детали будут ещё обсуждаться в ближайшие несколько месяцев, но размер контракта ошеломил руководство Аэробуса.
Как же так? AIG, которая на все свои крупные заказы объявляет тендеры, не присылала Airbus никаких запросов на участие в этом мега-проекте.
Гийом Фори, глава Airbus, высказался так: «Мы были бы очень рады конкурировать, когда речь идет о тендере на такое большое количество самолетов. Мы уверены, что у нас будет возможность подать заявку и приложим усилия, чтобы IAG, которая является важным клиентом, получила лучшее предложение».
Всего Боинг продал в этом году 282 самолета, включая лайнеры 787, 777 и 737, на общую сумму в $34 млрд.