Ангелина Верховская – основательница одноимённого бренда одежды ANGELINA VERHOVSKAYA BRAND, привлекла наше внимание своими яркими, поэтичными, «сказочными» моделями. В них чувствовался не только профессионализм дизайнера, но и художественный и интеллектуальный бэкграунд автора работ.
В надежде узнать подробности творческого пути Ангелины, её подход к созданию моделей одежды и секреты профессионального мастерства, культурно-политический журнал «Э-Вести» обратился к дизайнеру с просьбой об интервью. Получился длинный и очень содержательный разговор, который, мы уверены, будет интересен самому широкому кругу наших читателей и особенно читательницам.
Коротко о дизайнере. Ангелина Верховская – студентка магистерской программы «Брендинг и дизайн мышление» РГУ им. А.Н. Косыгина, финалистка конкурса IDI Fashion и преподаватель детского технопарка «Косыгин-парк». В 2022 году она зарегистрировала собственный яркий бренд женской одежды, где сочетаются классический крой и тенденции современной моды. Модели Ангелины помогают женщинам создавать индивидуальный, глубокий и выразительный образ по разумной цене.
ЭВ: Ангелина, недавно в Европе я видела последние модели Balenciaga, Christian Dior и других известных модных брендов. Я обратила внимание на то, что представлено много концептуально правильных, но некрасивых вещей. Акцент поставлен на унисекс и другие актуальные тенденции. Мне стало грустно, потому что если раньше я была в восторге от Prada, а сейчас я практически не увидела у них интересных моделей. У Вас же вещи красивые, Вы обыгрываете силуэт женщины, подчёркиваете нежность, элегантность, работая в разных жанрах. Это сознательный выбор?
Ангелина Верховская: Спасибо за комплимент. Да, это сознательный выбор, с самого начала работы я чётко знала, для чего я хочу создавать одежду и хотела донести определённые взгляды и своё видение того, как должна выглядеть женщина. Сейчас я обучаюсь в магистратуре, где мы глубоко изучаем архетипы и ДНК нашего бренда, кто мы такие и какие идеи мы хотим продвигать. Мы сознательно стремимся продвигать идею женственности, женской красоты, и то, что одежда должна помогать женщине находиться в центре внимания. Это мой посыл.
ЭВ: Вы рано нашли профессиональный путь, но можно ли в 7 лет решить, кем хочешь быть, и пронести это всю жизнь?
Ангелина Верховская: Конечно, в детстве я не принимала решения о том, что я хочу быть основательницей модного дома или дизайнером. Но уже в 7 лет мне хотелось шить, взять ткань и что-то сделать. Я начала шить одежду для кукол и поняла, что у меня это получается, и приносит мне удовольствие.
Кукол я одевала долго, лет до 18, и думала, что это станет моей профессией. Однажды в магазине ЦДМ на Лубянке одна женщина увидела мои работы, и предложила мне их продавать. Тогда я подумала, что этот бизнес мне интересен, но жизнь повернулась так, что я получила возможность шить одежду для людей, и куклы превратились в прекрасное, но прошлое. Бренд одежды для женщин – то, что мне подходит по разным аспектам моего характера.
ЭВ: Как Ваши родители отнеслись к Вашему выбору профессии?
Ангелина Верховская: Мои родители восприняли это спокойно; они увидели, что я погружена в дизайн и радовались этому. У нас в семье вообще нет того, чтобы кто-то хотел, чтобы я чем-то занималась. Если бы я пошла в другую профессию – семья поддержала бы мой выбор.
Между тем, у нас в семье никто не шил, кроме прабабушки. Но у нас достаточно демократичные взгляды, и каждый член семьи выбирает то, чем ему хотелось бы заниматься. Когда я в 10м классе выбрала университет, пошла готовиться и заниматься рисунком, все меня поддерживали, и помогали мне.
ЭВ: РГУ им. А.Н. Косыгина – это серьёзное профессиональное учреждение, но не все после него становятся дизайнерами, потому что профессия требует творческих данных, способностей. Много ли Вам дала учёба, или больше повлияли на успех собственное погружение и изучение профессии?
Ангелина Верховская: Я бы сказала, здесь 50 на 50. С одной стороны, способности в плане рисования и пошива можно развить, но проще идти в профессию, когда эти навыки даны с детства – легче всё даётся, быстрее получается. С другой стороны, университет даёт понимание, как применить умения и знания.
Когда я поступала в институт, у меня в голове не было понимания того, чем отличаются между собой дизайнер, модельер, конструктор и технолог. Я только знала, что хочу создавать одежду, но понятия не имела о том, как устроено производство. Как создать бренд – от этапа эскизирования до этапа пошива изделий, я узнала только в университете. Сначала я училась на конструктора одежды, сейчас – на дизайнера. Мне безумно нравится, что я получаю знания во разных отраслях. И благодаря университету после третьего курса я начала верить в себя: тогда у меня и сформировалось чёткое понимание, чего я хочу.
ЭВ: Если говорить об известных дизайнерах одежды, кто из них оказал на Вас особое влияние, вызывает особое уважение?
Ангелина Верховская: Ещё в детстве я восторгалась такими домами мирового уровня, как Chanel, Alexander McQueen, Vivienne Westwood. Затем я смогла познакомиться и с российскими брендами Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина. У меня появилась возможность посмотреть на то, как происходят пошив изделий, показы, и познакомиться подробно именно с российским дизайном. Для меня Валентин Юдашкин – один из образцов вечерней моды, потому что я тоже люблю нарядные эффектные платья.
Из современников я выделила бы Александра Терехова, который создал очень красивые платья для выступления Полины Гагариной на Евровидении, коллекцию для компании «Дисней». Однажды я приехала в Москву, побывала в его бутике – галерее «Модный сезон» на Охотном ряду. Иметь здесь магазин и продавать одежду – это, наверное, мечта всей моей жизни.
ЭВ: Вы обшиваете звёзд?
Ангелина Верховская: Я не могу сказать, что обшиваю всю российскую эстраду, но у меня есть опыт работы с медийными личностями: певицей Ханной, с блогерами-миллионниками.
ЭВ: У вас очень красивое женское бельё. С одной стороны, женственное, с другой стороны – целомудренное. Оно и современное – для молодёжи, но и женщины 50+ могут его одеть. Ваш основной клиент – молодой, или Вам также поступают заказы от людей старшего возраста?
Ангелина Верховская: Когда я занималась позиционированием бренда и изучением целевой аудитории, я рассчитывала на то, что мой покупатель – молодая публика, 18-35 лет. Но, с другой стороны, мой бренд не предусматривает никаких возрастных ограничений: если ты в 40, 50 и 70 лет чувствуешь себя готовым надеть эту вещь — почему нет?
Сейчас я работаю с клиентами как стилист, и часто слышу фразу: «В моём возрасте это уже нельзя надевать». Эти рамки навязанные. Одно дело – выглядеть вульгарно и вызывающе, другое дело – быть яркой и привлекать к себе внимание. У нас в менталитете, к сожалению, заложена боязнь выделяться: все должны быть в серо-чёрно-бежевой одежде, а если кто-то одет и накрашен ярко, а еще и носит перья – на него начинают слишком пристально смотреть.
Некоторым открытым по характеру людям нравится ощущать себя звездой, идущей по красной дорожке, но многим некомфортно привлекать излишнее внимание, они предпочитают быть в тени. Мой бренд про тех людей, которые хотят заявить о себе. Мне сложно создать одежду для человека, который хочет жить скучной жизнью. Так что, если человек хочет выделяться в 50 или 70 лет – это мой человек.
ЭВ: Когда Вы работаете под индивидуальный заказ, где нужно учитывать пожелания клиента, как это происходит?
Ангелина Верховская: Мы знакомимся, разговариваем, я выслушиваю пожелания и рассматриваю референсы. Что-то предлагаю я, что-то говорят мне, мы смотрим мои заготовки. Например, принт, который я использую, может быть предложен в другом крое. Если человек хочет смиксовать что-то из разных моих работ – я только за, потому что это та вещь, которая раскроет человека, и подчеркнёт все его достоинства с наилучшей стороны. Можно сделать модель под конкретного клиента, потому что высокая мода — это про то, чтобы создавать уникальные вещи.
ЭВ: Вы сразу видите, что человеку можно предложить, правда? Можете понять, что он упускал в своём гардеробе, своём образе, но может его раскрыть, подчеркнуть силуэт?
Ангелина Верховская: Да, но здесь есть психологический момент. Действительно, существуют люди, которые готовы экспериментировать и прислушиваются к мнению дизайнера или стилиста, доверяют профессионалу, но есть и те, которые хотят все делать исключительно по-своему.
Здесь важно идти навстречу клиенту, потому что даже если я создам для него одежду, которая с точки зрения стилистики или эстетических параметров будет на нём сидеть идеально, но внутренне человек не будет себя чувствовать в этом комфортно, то всё полностью теряет смысл.
Внешность человека во многом вторична по отношению к его внутреннему состоянию – главное, чтобы женщина чувствовала себя свободно и уверенно.
ЭВ: Вас вдохновляют любовь и свобода. Как это реализуется в одежде?
Ангелина Верховская: Любовь реализуется через женственность, силуэты, которые подчёркивают достоинства фигуры. Платья, блузки, костюмы должны быть такими, чтобы мужчина, увидев тебя, влюбился. Миссия моего бренда построена на том, чтобы мужчина сказал женщине, что она для него та самая, неповторимая и единственная.
Я выросла на фильмах-сказках, таких как «Золушка». Помните, когда девушка приходит на бал, где сотни других красивых и нарядных девушек, но только она одна так сильно выделяется на фоне многих? Я считаю, что моя одежда должна помогать влюблять в себя людей, и не только мужчин. На женщину должны смотреть и хотеть с ней общаться, она должна притягивать к себе.
Понятие же «свобода» нужно разграничивать. Одно дело, когда под свободой понимается то, что дизайнер свободен настолько, что может позволить себе выпускать некачественный продукт, и плевать на результат – это недопустимо, всё должно быть сделано на должном уровне. Другое дело — «свобода» на уровне самоощущения, когда свободный человек может проявлять себя и самореализовываться. Свобода – это если ты даёшь себе разрешение на то, чтобы заявить о себе.
Собственно, об этом последняя моя коллекция, которую я представлю на Московском конкурсе молодых модельеров (МКММ). Коллекцию составляют 10 образов, где в центре будет платье – символ этой коллекции, белого цвета, расписанное красками. Для этой модели я вдохновилась опытом Маккуина, который расписывал модель на показе из роботов-баллончиков с краской. Мы пытались повторить то же самое. Идея в том, что, если ты чувствуешь в себе любую эмоцию – ты можешь нести её, транслировать в общество, в том числе и через одежду.
Коллекция называется «Мечты о невозможном», она продиктована мировыми событиями, а также моими личными, которые иногда складываются совсем не так, как нужно, и порой кажется, что ты ничего не можешь изменить. Но всё возможно, если ты этого хочешь! Любая мечта о невозможном реализуема, если человек сам не загоняет себя в какие-то рамки. Рамки находятся только в нашей голове! В коллекции эта идея отражена во множестве деталей: в виде необработанных краёв, разрезов, росписей красками – того, что мы редко видим в магазинах, но что даёт свободу самовыражения.
ЭВ: Что мужчины думают об одежде, которую вы создаёте их жёнам? Слушаете ли Вы критику в свой адрес?
Ангелина Верховская: Чаще я слышу благодарность, но иногда и критику от мужчин, например, однажды мне сказали, что я сделала слишком глубокое декольте для девушки. Мужчинам сложно угодить – они нередко хотят, чтобы женщина была в тени, принадлежала только им.
Критика бывает объективной и необъективной. Когда есть вопросы к посадке, материалам, технологии, я прислушиваюсь как начинающий дизайнер и профессионал. Такая критика очень помогает совершенствовать бренд.
ЭВ: Кстати, о материале. Мы привыкли к европейскому качеству, но говорят, что сейчас с этим проблема.
Ангелина Верховская: Что касается материала, то я люблю экспериментировать, слушаю советы коллег и езжу по разным магазинам. Это всегда поиск. И я не могу сказать, что в своих коллекциях я использую только премиальные материалы. В том, что касается вышивок, элементов ручной работы – да, но если я понимаю, что изделие функционально и визуально не пострадает от использования более простого материала, то использую его. Тут не только возможность сэкономить, иногда даже необходимо использовать синтетический материал.
Многие отказываются от синтетики, но зря. Когда знаменитости приходят на мероприятия, они нередко выходят из машины измятыми – их платье из натуральных материалов теряет вид, что выглядит неэстетично. Моё мнение – объёмную юбку, или элемент одежды, который может сильно помяться в дороге, лучше сделать из материала, который сохранит должный вид, и человек будет себя чувствовать более уверенно. Здесь важно грамотное изучение материаловедения и понимание, что следует применить в разных ситуациях.
ЭВ: Россия отстаёт в материаловедении, по сравнению с Западной Европой, ведь так?
Ангелина Верховская: Мы действительно отстали из-за эпохи, когда предприятия были закрыты, тут нечего скрывать. С поставками возникло много сложностей. Но сейчас мы пытаемся это наверстать, и всё идёт к тому, что лёгкая промышленность будет развиваться и улучшаться. Русские люди талантливы во многих областях, и раз проблема возникла, то это замотивирует производителей и дизайнеров выйти на уровень качества, к которому привыкли покупатели. Пройдёт лет 5-10, и мы сравняемся с Западной Европой. Это видно даже по масс-маркету, где за полгода уровень российских брендов вырос на три головы.
ЭВ: Ценовой сегмент Вашего бренда высший или средний? Сколько стоит отшить себе бельё или платье у Ангелины Верховской?
Ангелина Верховская: Люди порой думают, что в локальных брендах бешеная цена, но это не так. Есть очень хороший дизайнер Артём Гутников, он создаёт одежду для звёзд, блогеров, и многие его вещи стоят 10-15 тысяч рублей за единицу.
Наверное, большинство моей продукции относится к среднему ценовому сегменту. У меня ценовой диапазон 5-10 тысяч рублей за комплект нижнего белья, вечернее платье – от 10-15 тысяч рублей.
ЭВ: В Европе часто предлагают при бутиках подогнать одежду под себя. Вам часто предлагают доделывать купленное где-то прет-а-порте?
Ангелина Верховская: Да, есть специфика брендов, где с каждым клиентом сотрудничают индивидуально. Безусловно, у меня есть базовые лекала, но я моделирую и подгоняю одежду с моими швеями под клиента, потому что любые лекала созданы под среднестатистическую фигуру. А люди не среднестатистические, поэтому по-другому премиальный бренд не может себя позиционировать!
ЭВ: У Вас уже есть хорошая команда, которой Вы с закрытыми глазами доверяете?
Ангелина Верховская: Поиск специалистов – это сложно. Пока этот процесс у меня идёт, и я думаю, что года за три существования бренда его реально завершить. Я думаю, что бренды, которые берут специалистов с улицы, и вкладывают в них деньги, ошибаются. Продукт получается совсем не того уровня, как ожидалось.
Я начала заниматься созданием команды около года назад, совсем недавно, и у меня уже есть хорошие конструктора, дизайнеры графики, кастомизаторы – но не могу сказать, что их большое количество. Это человек 5-6. Найти классных специалистов, с которыми ты ещё сработаешься, непросто. Бывает хороший специалист, с которым ты не сходишься по мышлению, а творческий подход очень важен.
Например, в конструировании одежды всё чётко, это расчёты и цифры. Я в большей степени творческий человек, и если я вижу, что человек подходит к созданию одежды как к разработке космического корабля, то вероятно мы не сойдёмся по характеру.
ЭВ: Я бы Ваши модели охарактеризовала двумя прилагательными: «поэтичные» и «сказочные». А какие прилагательные Вам приходится чаще слышать от других?
Ангелина Верховская: Мне приятно, что Вы заметили про «сказочные» — я с детства обожаю сказки, фанат этого вида творчества и, видимо, проявляю это на бессознательном уровне.
Но чаще я слышу такие прилагательные, как «романтичные», «женственные» и часто «сексуальные», потому что у меня в последней коллекции есть модели из латекса. Они для смелых девушек, которые хотят подчеркнуть особенности фигуры.
Фото: Юлия Мещерякова, Лидия Вараксина, Ангелина Коробкова, Юлия Сошкина