На вооружение Воздушно-космических сил России поступил первый серийно произведенный истребитель пятого поколения Су-57. Ранее в армию поступали только экспериментальные образцы.
Первый серийный истребитель Министерство обороны должно было получить еще в конце 2019 года, но из-за аварии во время летных испытаний под Хабаровском запуск решили отложить, чтобы учесть выводы комиссии, расследовавшей обстоятельства инцидента, и внести необходимые изменения в конструкцию.
Что стало причиной той аварии так и не было сказано. Эксперты выдвигали предположения, что это мог быть отказ электро-дистанционной системы управления самолета (ЭДСУ), так называемая система Fly-by-Wire, «управление полетом по проводам». Но она имеет четырехкратное резервирование и систему защиты от ошибок пилота, поэтому сбой в ней – это сейчас большая редкость. Могла отказать двигательная автоматика, управляющая подачей топлива, или сработать человеческий фактор.
Позднее глава Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь косвенно заявил о неисправности в системе бортового управления, сказав:
«При испытаниях новой техники всегда возможны инциденты. Су-57 – это новая, высокотехнологичная, сложная техника. Прежде, чем пойти в эксплуатацию, машина проходит жесткие и многочисленные испытания. (…) Результаты работы комиссии по расследованию мы используем для того, чтобы сделать Су-57 еще более совершенным комплексом».
Су-57 (известный также как ПАК ФА и Т-50) – это многофункциональный истребитель 5-го поколения, общие требования к которому были разработаны ещё в конце 1980-х, но из-за развала страны к практическим работам приступили лишь в мае 2001 года. Мелкосерийное производство опытных образцов началось в 2013, а серийное производство было запущено в мае 2019.
По контракту с Минобороны планируется поставить 76 самолётов, которыми укомплектуют 3 лётных полка.
Нынешний первый серийный экземпляр оснащен двигателем «первого этапа» – АЛ-41Ф1 (изделие 117). В 2022 году он получит более совершенный мотор – «изделие 30», в некоторых элементах не имеющий мировых аналогов. Оба двигателя имеют полностью цифровое управление, плазменную систему зажигания и позволяют достигать сверхзвуковой скорости без активации форсажа.
Как пишут о нём наши заклятые друзья (National Interest), Су-57 представляет реальную угрозу авиации НАТО, благодаря своим передовым характеристикам.
Во-первых, он малозаметен за счет стелс-технологий и средств радиоэлектронной борьбы.
Во-вторых, истребитель обладает крейсерской сверхзвуковой скоростью и наделен повышенной способностью маневрировать с большими перегрузками.
В-третьи, его огневая мощь позволяет поражать цели в воздухе, на земле и в воде.
В-четвертых, его низкая цена в сравнении с конкурентами.
В-пятых, возможность работы в боевом рое (боевой стае), например, с тяжелыми беспилотниками С-70 Охотник.