Ошибочные расчёты в продаже авиабилетов, видимо, стали приносить Аэрофлоту слишком большие убытки. Или главный российский авиаперевозчик решил сэкономить на тех, кто по его вине не получил забронированное место на нужном рейсе. Для этого, как сообщает газета «Ведомости», Аэрофлот две недели назад направил предложение о новом негарантированном тарифе президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимиру Тасуну.
Эксперты «Ведомостей» нашли этому красивое объяснение — это попытка легализации овербукинга. По-русски это английское слово означает, что было продано слишком много билетов на рейс и кому-то из покупателей не досталось места (концепция избыточного планирования).
На самом деле, овербукинг есть повсюду, у всех авиакомпаний, в том числе у Аэрофлота. В связи с тем, что некоторые пассажиры могут изменить свои планы накануне полёта или попросту опоздать на рейс, продаются чуть больше билетов, чем посадочных мест. Чаще прогнозы оказываются верны, но иногда кому-то из пассажиров приходится отказывать в полёте, предлагая билет на другой рейс и компенсацию, потому что это вина авиакомпании.
Но при чём здесь легализация? Разве Аэрофлоту нужно легализовать что-то незаконное?
В данном случае, речь идёт о регулировании процесса овербукинга в пользу авиакомпании, но не потребителя, на которое он соглашается в момент покупки авиабилета.
В Европе, например, правила овербукинга были законодательно оформлены в 2004 году. Они обязывают авиакомпании требовать от пассажиров добровольного отказа от места в случае, если его не могут посадить. Пассажир при этом не просто отказывается от места, но ему принято компенсировать неудобства, размер которых не определён законом (это обычно проживание, трансфер и питание для транзитных пассажиров и «бонус» в размере от 250 до 600 евро), и/или предлагать билет в другое удобное для него время.
Что предлагает сделать Аэрофлот? Ввести специальный тариф, при котором за скидку пассажир откажется от своих прав потребителя: разрешит компании в одностороннем порядке за две недели до вылета менять его дату, рейс, наличие пересадок и даже класс обслуживания без компенсации. Если же изменения возникнут непосредственно перед вылетом — то компенсировать ему не более 332 евро.
Предложение будет рассмотрено не ранее марта 2021 года, но может стать реальностью, вероятно, уже после завершения пандемии коронавируса в 2022 году. Важным аргументов в пользу его принятия будет то, что авиакомпании обещают министерству 2% удешевление авиабилетов.