Пожалуй, только ленивый сегодня не отмечает печальное состояние христианства в Европе. Русские священники, работающие за границей, с сожалением отмечают опустение церквей и сдачу их помещений в аренду под светские цели или для нужд других конфессий. Один из них говорил нам недавно, что самым грустным образом положение складывается, как ни странно, в Чехии, где закрытие церквей приняло самый большой масштаб по сравнению с другими странами ЕС. Батюшка связал это с общим улучшением образа жизни прихожан — известно, что люди склонны обращаться к Богу по мере надобности, в горестях, и забывать его во время благополучия.
В связи с этим особенно ценны голоса священников и богословов Европы, которые своими публичными высказываниями бьют в набат и призывают общество обратить внимание на расставание с христианскими ценностями. Один из таких голосов раздался в Великобритании (давайте не будем, несмотря на брексит, отрывать её от европейской культуры). Богослов Стивен Булливант опубликовал книгу, которую назвал «Массовый исход».
«В Британии примерно 70-75% британцев в возрасте до 30 лет говорят, что не имеют Веры и не относят себя к той или иной религии», — констатирует автор. Более того, переход Европы от христианства ускоряется стремительными темпами.
«Ко мне как представителю католичества часто обращаются люди с вопросом о том, что можно сделать, чтобы воспрепятствовать отступлению от Веры, — говорит он, — а я всегда полушутя отвечаю: ну, надо инвестировать в технологии создания Машины времени».
Некоторые вчерашние христиане не только отворачиваются от Христа в пользу светской жизни, но и делают выбор в пользу язычества, поворачиваясь к своим языческим корням. Доктор Харви Квияни, профессор африканского христианства и теологии в Ливерпульском университете Надежды, происходящий из христиан британской колонии Малави, говорит о том, что африканские христиане-мигранты его страны, средний возраст которых составляет 19 лет, это постхристианские люди. «Я уже четвёртый язычник в своей семье», — частенько приходится слышать британскому богослову.
Хотя некоторые правительства официально провозглашают себя христианскими, говорится в репортаже британских коллег, они теперь открыто преследуют христиан. Увольнения врачей, политических и общественных деятелей за их христианские убеждения сегодня стали нормой многих европейских обществ. Ну, не могут они называть мужчину женщиной и наоборот, например, а это уже нарушение прав гомосексуалистов. Депутат-христианин в Финляндии имел смелость процитировать строки из Священного Писания, однозначно осуждающие однополые отношения — и теперь ему за это грозит тюремное заключение.
По прогнозу Стивена Булливанта, в тот момент, когда подобные языческие тенденции охватят 80-90% населения Европы, можно будет говорить об окончательном отказе от христианского пути региона в пользу язычества.
Сторонники христианства всё чаще говорят о необходимости горячего миссионерства ради пробуждения европейцев, о том, что Европу требуется евангелизировать заново.