Расследование Сената США утверждает, что Боинг «ненадлежащим образом тренировал» летчиков-испытателей Boeing 737 Max для переаттестации самолета после гибели 346 человек.
Новейшие самолеты Boeing 737 Max были поставлены на прикол в марте 2019 года после того как с разницей в пять месяцев в Индонезии и Эфиопии произошли авиакатастрофы, унесшие жизни 346 человек.
18 месяцев расследования Конгресса показали, что причиной аварий стали недоработки системы автоматического выравнивания самолёта MCAS, которая резко снижала высоту лайнера сразу после взлёта.
Независимые эксперты тогда выделили пять ключевых проблем:
- Поспешность разработки в ущерб безопасности полётов, чтобы успеть за новой моделью конкурента – Airbus A320.
- «Ошибочные предположения», что пилоты исправят любую потенциальную ошибку MCAS при том, что о наличии такой системы мало кто из них знал.
- «Культура сокрытия» ключевой информации от клиентов и регулирующего органа – FAA.
- Конфликт интересов – некоторые сотрудники Боинга выступали как представители регулятора и скрывали потенциальные проблемы.
- Влияние Боинга на FAA, в результате которого регулятор больше полагался на экспертов авиапроизводителя, а не своих собственных.
После исправления ошибок MCAS одной из мер по обеспечению безопасности полётов были проведены дополнительные испытания тренажёров Боинга 737 Макс. Тест был разработан, чтобы увидеть, как быстро пилоты смогут реагировать на неисправное программное обеспечение. Однако и здесь обнаружились признаки старых «грехов».
Следователи обвинили Боинг и Федеральное авиационное управление (FAA) в «попытке скрыть важную информацию».
В ответ на это Боинг сказал, что рассмотрит выводы и отнесётся к ним «серьезно». FAA же заявил, что его надзор за 737 Max был тщательным, а доклад сенатского комитета по торговле содержит «ряд необоснованных утверждений». По мнению FAA, вопросы безопасности самолета уже решены и его можно допустить к эксплуатации.
В своем докладе в пятницу сенатский комитет заявил, что на основе «подтвержденной информации свидетелей и показаний во время опроса сотрудников FAA» он пришел к выводу, что должностные лица FAA и Boeing, участвовавшие в испытании, «получили нужный результат, чтобы подтвердить исходное предположение о человеческом факторе во времени реакции пилотов».
«Боинг играл в русскую рулетку с жизнями людей».
«Официальные лица Boeing ненадлежащим образом тренировали летчиков-испытателей в тестировании симулятора MCAS вопреки протоколу тестирования, – говорится в докладе. – Похоже, в данном случае FAA и Boeing пытались скрыть важную информацию, которая, возможно, способствовала трагедиям 737 Max».
В докладе цитируется осведомитель, который утверждает, что официальные лица Boeing призывали летчиков использовать конкретный переключатель непосредственно перед испытаниями, что привело к сокращению времени реакции таких пилотов до 4 секунд, остальные же реагировали в четыре раза медленнее.
Комитет также заявил, что «несколько независимых информаторов связались с ним, чтобы уведомить, что высшее руководство FAA было замешано в определении уровня сертификации 737 MAX ещё до проведения какой-либо оценки».
Вся эта информация вскрылась спустя месяц после того, как FAA вновь разрешило летать этому самолету. Коммерческие рейсы авиалайнера в декабре возобновила бразильская Gol. В конце декабря это намерена сделать и американская American Airlines.
Чем закончится новое расследование покажет время, а пока сенатский комитет единогласно принял законопроект о реформе системы сертификации новых самолетов Федеральным авиационным управлением и предоставил новые гарантии защиты информаторам.