Родина Гитлера нашла способ показать созданный им художественный стиль во всей красе. Для этого не пришлось закрашивать свастику или снабжать произведения специальными цензурными табличками — полураспакованные произведения, наложенные один на другой, имеющие общий вид исторических документов, а не предметов искусства полностью потеряли художественный смысл.
В Вене до апреля 2022 года в Музее Муса проводится выставка, посвящённая нацистскому режиму и его художественному наследию. Неоклассические скульптуры и официальные картины, написанные по заказу руководства Третьего Рейха, часто украшены свастикой. Представленные в двух небольших залах, произведения дают понимание обширного нацистского наследия и прошлого, которое Австрия долгое время отрицала.
Там есть картины, керамические изделия или плакаты, запрещенные цензурой. Музей решил показать их пронумерованными, не распаковывая их полностью, как будто они просто на секунду покинули склады.
«Это должно было немного испортить общий вид, — признаётся куратор выставки Ингрид Хольцшух. — Мы сделали всё, чтобы помешать восприятию целостности культурного течения».
Устроители выставки не хотят пиарить нацистское искусство, они поставили перед собой задачу развенчать его и показать тех, кто пошёл на сотрудничество с нацистами.
После присоединения Австрии к Рейху 12 марта 1938 года режим взял под свой контроль культурную политику, чтобы привести ее «в соответствие со своими идеологическими и расистскими взглядами»» Художники должны были зарегистрироваться в надзорном органе — Палате изящных искусств Рейха, и некоторые из 3000 членов этой ассоциации согласились заменить еврейских и авангардных художников — «дегенератов», начав служить нацистам.
Маленькая крестьянка, нарисованная Герта Карасек-Стшиговски, изображение вступления Гитлера в Вену Иго Петша и другие работы удовлетворяли потребности пропаганды. После 1945 года эти произведения оказались в запасниках. Теперь они покинули склады, чтобы не просто увидеть свет, но бросить тень на своих создателей.