14 декабря — день Св. Наума. Сегодня мы поговорим об очень важном явлении нашей жизни — традиционализме, и постараемся как можно проще объяснить, почему он не просто важен для всех, но является барометром — лакмусовой бумажкой, определяющей степень здоровья в обществе и в душах людей.
Вчера мы прослушали блестящую лекцию на тему об «евхаристической демократии», или «евхаристической общине», о которой в своё время говорил один из величайших теоретиков современного Православия Николай Афанасьев.
Выдающийся учёный-религиовед, а затем и священник Николай Афанасьев рассуждал приблизительно так: община в церкви — это и есть высшая форма религиозного и христианского порядка — церковной демократии. База, основа, ячейка любой церковной демократии — это «там, где двое собираются двое, присутствую и Я».
Прим. ред. О. Николай Николаевич Афанасьев (1893-1966) был учеником о. Сергия Булгакова, членом Братства Св. Софии, вдохновлённого учением Вл. Соловьёва, возникшего в 1919 году в России. Профессор Парижского богословского института. Участник множества экуменических встреч; принимал участие во II Ватиканском соборе. Один из лидеров мирового экуменистического движения, распространившегося и в России и, в том числе, оказавший влияние на спорное учение о. Александра Меня. Учение «евхаристической экклезиологии» было сформулировано О. Николаем Афанасьевым в книге «Церковь Духа Святого»
Широко распространившееся в пореформенную пору течение последователей учения Николая Афанасьева и поныне является чуть ли не главным, осевым пониманием, чем является церковная община, церковь, молитвенный коллектив, и какова корреспонденция — условия взаимоотношений, коммуникации между церковной властью и её церковным демосом (коллективом прихожан).
Николай Афанасьев, изгнанный из тоталитарного общества ещё в 1920е годы на одном из судов, отъезжающих из Крыма в Трапезунд, попал на Запад. Он развил здесь теорию, по которой каждый в отдельности член молельного коллектива (группы, церковной общины, сельского или городского прихода) является носителем частицы властных полномочий, определяемых как «коллективная власть», так как только приход является властным субъектом, а церковная структура (священник и церковные иерархи) — властным объектом.
Согласно Афанасьеву, каждый в отдельности член общины — всего-навсего частица церковного демоса. Но поставленный на обсуждение, апробацию тот или иной вопрос, поддержанный коллективом, для философа имеет силу закона. То есть, является решением, подлежащим неукоснительному исполнению.
Священник может проводить службы, он даже может быть настоятелем храма. В ряде случаев он может быть даже главой общины. Но ни в коем случае, как говорил Николай Афанасьев, он не имеет единоличного права выступать от её лица и не имеет полноты властных полномочий её выражать.
Традиция, которую реанимировал, да ещё так удачно Николай Афанасьев, уходит глубоко в века. Вот почему на тему евхаристической, церковной и социально-церковной демократии мы говорим в День Св. Наума. Даже не все священники, не говоря уже о широких слоях верующих, знакомы с ролью Св. Наума в истории церкви. А между тем этот святой сыграл важнейшую роль и в истории христианского учения вообще.
Св. Наум Охридский известен религиоведам как святой праведник, предрекший крушение, а затем и исчезновение государства Израиль. «Великий Израиль должен пасть», — говорил Св. Наум.
Однако именно Св. Наум предрёк появление нового Израиля, уже не в Палестине, а во всём мире, и впервые объяснил, что такое Новый Израиль и на каких основах он создастся.
Одно из положений, о которых говорил святой — это традиционализм в христианстве. Под этим он в первую очередь понимал право на властные полномочия всей совокупности православного коллектива — будь то молельной группы, будь то трое странников, объединенных единым объектом паломничества в Иерусалим или Вифлеем, будь то церковный приход. Член церковной общины для него — это всё равно, что член семьи, но только в общине тот или иной христианин имеет «право голоса» — он влияет на конечное решение, принимаемое всем коллективом. А в семье зачастую это не так, здесь может принимать решение один из её членов.
Согласно Библии, последнее слово всегда имеет глава семьи — отец. Жена и дети — это церковь в рамках этой маленькой христианской структуры. В церковной же общине принимают решение все в равной степени (!).
Так и согласно Николаю Афанасьеву, священник и дьякон — такие же члены церковной общины и участвуют в принятии решений наравне со всеми. Авторитет никого из присутствующих не укреплён никакими должностями, почестями и титулами.
Учение Николая Афанасьева стало настолько популярным, что его можно считать самым популярным демократическим течением во всём православном мире на протяжении пребывания Сталина у власти.
Автокефальная демократия, где автокефальные субъекты — все члены общины, породили в Европе, а затем и по всему миру автокефальное движение, где автокефалии — не автономные поместные церкви, но сами люди, имевшие право на участие в принятии решений.
После окончания Великой Отечественной войны и Второй мировой войны во всём христианском мире произошли подвижки. Решение Иоанна XXIII — так называемого «Красного Папы», выразившееся в целом ряде спорных энциклик как следствие «второго Ватикана» 1961-1962 года, явились следствием пребывания в головах миллионов православных христиан идей автокефальной демократии.
Сначала православная церковь, затем и католическая увидели подвижки в интеллектуальном устройстве послевоенного глобального мира.
Изменения в мировой экономике, приведшие в конце 1940х — начале 1950х годов к зарождению, а затем и развитию глобализации, в качестве «зарядного устройства» — своего рода битфордова шнура после Ватикана 1961-1962 годов и распространения евхаристической демократии.
Связь между духовным началом и его материальным воплощением доказана и теологами, и экономистами. Это уже данность, с которой трудно не согласиться, и мы начинаем жить и творить в этих условиях.