Для «медленного чтения» бумажные учебники оказались более эффективными по сравнению с экранами электронных устройств среди детей в возрасте 10-12 лет. «Что это значит, когда школы переходят на цифровые носители?» – задаются вопросом зарубежные эксперты.
Общенациональный спад показателей чтения среди американской молодёжи в последнее время привлёк внимание – если не озабоченность – печати, педагогов и чиновников.
Последний опрос Министерства образования США был, безусловно, сенсационным: он показал, что навыки понимания текста у 13-летних снизились в среднем на 4 балла с начала 2019-2020 учебного года, затронутого Covid, и, что ещё более тревожно, среднее снижение составило 7 баллов по сравнению с 2012 годом. Результаты учащихся с наихудшими показателями оказались ниже уровня навыков чтения, зафиксированного в 1971 году, когда было проведено первое национальное исследование.
Неудивительно, что вина за эти мрачные новости политиками была возложена на Covid-19 и последовавший за этим карантин. По словам представителей администрации Байдена, дистанционное обучение плохо сказалось на студентах, поэтому пандемия — главный злодей. Консерваторы с этим не согласны, они предпочитают обвинять профсоюзы учителей в том, что они поощряют своих членов преподавать дистанционно – для них большим злодеем, чем Covid, является президент Американской федерации учителей Рэнди Вайнгартен, влиятельный демократ, который успешно лоббировал продление закрытия школ.
Конечно, ни чиновники, ни критики профсоюза учителей не ошибаются. Здравый смысл говорит нам, что ребёнок без присмотра со смартфоном под рукой не полностью сосредоточен на учёбе.
Вместе с тем, пока все склоняют пандемию и изоляцию из внимания упускается то, с чем ребёнок учится — чаще всего это экран, а не бумага — который появился в школе задолго до Covid-19. Что, если главным виновником снижения грамотности в средней школе является не вирус, не профсоюзный лидер и не «дистанционное обучение»?
До недавнего времени не было научного ответа на этот насущный вопрос, но скоро будет опубликовано новаторское исследование нейробиологов из Педагогического колледжа Колумбийского университета, которое даёт однозначный ответ: для «медленного чтения» явное преимущество имеет бумага, а не экран компьютера или гаджета, для которых «наблюдалось поверхностное считывание».
Используя выборку из 59 детей в возрасте от 10 до 12 лет, команда под руководством доктора Карен Фрауд попросила испытуемых читать тексты в обоих форматах, надевая на голову сетку с электродами, которые регистрировали реакцию мозга детей.
В исследовании, проведённом при строгом контроле, использовался совершенно новый метод, в ходе которого дети «выполняли задания на семантическое суждение по отдельным словам» после прочтения отрывков.
Жизненно важным для исследования был возраст участников – трёхлетний период, который является «критическим для развития чтения», поскольку в четвёртом классе происходит переход от «обучения чтению», к «чтению для обучения».
Фрауд и её команда осторожны в своих выводах и неохотно дают рекомендации по протоколу занятий и учебной программе. Тем не менее, исследователи заявляют:
«Мы действительно считаем, что результаты этого исследования заслуживают того, чтобы их учесть… в предположении, что нам пока не следует выбрасывать печатные книги, поскольку на нашей выборке мы заметили преимущество печатного носителя при «медленном чтении».
Вместе с тем уже более десяти лет социологи, в том числе норвежская исследовательница Энн Манген, сообщают о превосходстве бумаги для понимания прочитанного и запоминания информации. Как пишет команда Фрауд в своей статье: «Чтение как пояснительных, так и сложных текстов с бумаги, по-видимому, неизменно ассоциируется с более глубоким пониманием и обучением» по всему спектру научно-общественной литературы.
Но выводы Мэнген и других учёных пока не действуют на школьные советы, такие как Хьюстонский, которые продолжают выбрасывать печатные книги и закрывать библиотеки в пользу цифровых обучающих программ и электронных книг.
Опьянённые магией и преувеличенными обещаниями «цифровой революции», школьные округа по всей Америке быстро переходят на компьютеризированные программы сдачи тестов и чтения с экрана как раз в тот момент, когда тщательные научные исследования показывают, что старомодный бумажный метод лучше подходит для обучения детей чтению.
Для тех, кто продвигает технологии, Covid на самом деле был не так уж плох.
«Несмотря на то, что пандемия была ужасным временем, — говорит Тодд Уинч, инспектор школ округа Левиттаун, — нет худа без добра, это подтолкнуло нас к быстрому добавлению технического оснащения».
Газета Newsday с энтузиазмом пишет: «Школы нашего округа делают все возможное для развития высоких технологий, и учителя говорят, что они используют компьютерные программы, такие как Google Classroom, I-Ready и Canvas, для сдачи тестов и заданий, а также для оценки работ».
Действительно замечательно, особенно для Google, которая планировала продать 600 Chromebook школьному округу Иерихона и которая с 2020 года продала школам и университетам недорогие ноутбуки на сумму почти 14 млрд долларов.
Уинчу и его российским коллегам было бы неплохо посетить симпозиум, где был представлен доклад Фрауд, и где главным докладчиком был ведущий национальный эксперт по чтению и мозгу Джон Габриэли, нейробиолог Массачусетского технологического института, который скептически относится к обещаниям хай-тек лидеров и их продавцам:
«Я впечатлён тем, что образовательные технологии не оказали никакого влияния на масштаб, на улучшение чтения, на трудности в чтении, на улучшение социальной справедливости», — сказал он нью-йоркской аудитории.
«Как так получилось, что ни одна из этих технологий никак не улучшила чтение? … Люди просто говорят: «Вот продукт. Если вы сможете внедрить его в тысячу аудиторий, мы заработаем кучу денег». И это нормально; такова наша система. Нам просто нужно оценить, какая технология помогает людям, и затем продвигать эту технологию, а не рекламировать технологии, которые не имеют никакого значения для студентов … Все это было продуктом, а не целью».
В России, которая так слепо верила и до сих пор верит, что западные технологии самые лучшие, бежит по дистанту, стремясь «догнать и перегнать Америку». Возможно, пора думать своей головой и в сфере образования и найти баланс между эффективным обучением и повышением компьютерной грамотности детей.