Любопытными наблюдениями над американскими детьми поделился с Conversation преподаватель социологии Денверского университета Кейси Стоксилл, который провёл исследования двух дошкольных учреждений в Мэдисоне. Он заявил, что доступ состоятельных детей к личным игрушкам в детских садах (они его имеют всегда, в отличие от бедняков) является механизмом, с помощью которого они приобретают самоуважение и начинают чувствовать себя вправе на индивидуальный подход, что проявится во взрослой жизни и на будущем рабочем месте.
Как и в России, в США нет единых правил относительно права ребёнка брать с собой игрушки и личные вещи, эти правила устанавливаются на местах сотрудниками детсадов. Но в государственных учреждениях, в основном посещаемых выходцами из малообеспеченных семей, чаще всего детям запрещают брать с собой что-либо из дома.
Дело в том, что бюджетные детские сады живут в стесненных финансовых условиях и едва в состоянии выполнять требования Санпина о санитарно-гигиенической обработке игрушек, ужесточившиеся в эпоху пандемии ковида. Эти правила касаются обеспечения нормативов хранения (на отдельных полках и шкафах), мытья, сушки игрушек и глажки одежды для кукол, разделения их после каждой прогулки во избежания появления инфекций у детей.
Создавать себе дополнительную работу с индивидуальными вещами детей отваживается не каждый воспитатель — только тот, который изначально мотивирован удовлетворять пожелания своего маленького клиента. «Образовательный процесс у нас основан на принципе уважительного отношения к личности ребёнка», — утверждает самый дорогой детсад России «Добрыня», ежемесячная плата за который составляет около 100 тысяч рублей в месяц. Но доля частных детских садов составила только 5.4% в 2021 году и снижается вслед за падением доходов россиян.
Та же ситуация и в США, где отпрыски богатых семей с младых ногтей ощущают воздействие частной собственности.
«Принося в школу или детсад личные предметы, — говорит Кейси Стоксилл, — ребёнок приобретает то, что у психологов называется «сущностным достоинством» — чувство принадлежности к более широкому сообществу при понимании себя как уникальной личности. Это то, что недоступно для детей из бедных семей, которые через запрет доступа к личным предметам лишаются «сущностного достоинства». Они будут всегда чувствовать себя в подчиненном положении, будут затрудняться требовать реализации своих прав и привыкнут к наказаниям, которым подвергаются с детства, в том числе за попытки нарушить запрет на пользование личными игрушками в детсадах».
Психолог уверен, что игрушки — это не мелочь, на них отрабатывается система будущего социального неравенства. Однако он отмечает, что проблему нужно изучать углублённо в разных регионах страны. Пока рано делать окончательные выводы.