Единственный кутюрье. Остальные — просто дизайнеры

Balenciaga

“Он является единственным кутюрье среди всех нас. Остальные — это просто дизайнеры”. Так сказала о нем несравненная Коко, подчёркивая значения слов кутюрье — создатель Высокой моды (Haute Couture) и дизайнер — мастер, создающий новые модели одежды. Бесподобная Марлен Дитрих сравнивала первую примерку у него с третьей у любого другого дизайнера. Магазин его марки Баленсиага (Balenciaga) упоминается в “Жизнь взаймы”. Героиня тратит все свои сбережения на роскошную одежду этого мастера.

Сам он говорит, что “кутюрье обязан являться архитектором кроя, художником цвета, скульптором формы, музыкантом гармонии и философом стиля”. Самый противоречивый и, безусловно, наиболее значимый в истории моды кутюрье — Кристобаль Баленсиага. Одновременно замкнутый и выдающийся, автор одежды, которую сравнивали с произведениями искусства, он изменил моду и прославился на весь мир.

Сын рыбака и швеи появился на свет 21 января 1895 года. Родина Кристобаля — крошечная испанская деревня Гетариа. Ежедневное созерцание работы матери сыграло ключевую роль в жизни будущего модельера. С 12-летнего возраста он помогал ей: самостоятельно кроил и шил. Его вдохновляли красивые платья дам, которые делали заказы в мастерской. Одна из них, маркиза Торрес, увидела в юноше искру таланта и не дала ей угаснуть, обеспечив ему обучение в одном из ведущих ателье Сан-Себастьяна. С тех пор он не покидал мир моды, меняя лишь должности и локации. После трех лет в роли стажера, он стал портным в Парижском универмаге. Видимо, страсть к одежде была его сущностью — иначе не объяснить тот факт, что за два года он стал главой отдела женской одежды. Дальше была работа в одном из ателье Бордо.

Все это было предисловием. В 1917-м 22-летний юноша открыл свой дизайнерский дом. Это случилось в Сан-Себастьяне, том самом городе, в котором началась его карьера. Вся испанская знать того времени мгновенно записалась в клиенты к дизайнеру. Это не было слепым следованием моде. Просто дизайнер, который специально изучал архитектуру, чтобы создавать одежду по аналогии со с воздвижением зданий, создавал такие наряды, которые действительно будоражили сознание. Немного позже было открыто ателье для пошива более доступной одежды, что расширило клиентуру марки и принесло еще больше известности.

Balenciaga dresses museum display. Photo: Wikipedia
Balenciaga dresses museum display. Photo: Wikipedia

Война внесла свои коррективы в жизнь модельера и в 1936 он переезжает в Париж. Первая коллекция, выпущенная в столице Франции была отголоском того вдохновения. которое подарили Кристобалю творения Гойи и Диего и Веласкеса.

Дальше была коллекция Haute Couture “Инфанта”. Очарование бархатом, вуалями, кружевами и атласом было настолько сильно, что одежда Баленсиаги стала любимой для Марлен Дитрих, Барбары Хаттон, Полин де Ротшильд и принцессы Виндзорской.

После войны, в которую модельер не изменил предпочтение роскошным материям и детальной отделке, наступила так называемая историками моды “эра Баленсиаги”.

Расцвет модного дома обернулся рядом совершенно новых идей женской одежды. Модели, которые до сих пор являются любимыми особенностями стиля ведущих модных редакторов и it-girls, обрели жизнь в мастерской этого великого кутюрье всех времен. Именно его авторству принадлежит изобретение шляпки-коробочки, рукава длиной в три четверти, свободного жакета, платья туники, платья в форме трапеции. Именно Баленсиага стал первым шить платья, в которых декольтированной была спина, а передняя часть — закрытой. Узкий I-силует также принадлежит его авторству.

Balenciaga Museoa exhibit. Photo: Wikipedia
Balenciaga Museoa exhibit. Photo: Wikipedia

Грейс Келли была клиенткой этой марки. А вместе с ней и Элизабет Тейлор. Костюмы для Джеки Кеннеди также шил Баленсиага. Популярности кутюрье не стоит искать объяснений. Его работа была совершенной. В прямом смысле этого слова. Если клиент приезжал за готовой одеждой и дизайнер случайно замечал малейшую ошибочную деталь в наряде, он не отдавал его, пока состояние костюма не будет безупречным. Пожалуй, единственный из модельеров, он мог самостоятельно разработать модель одежды, нарисовать ее, проконтролировать и даже осуществить процесс кройки и пошива.

Пожалуй, самым неоспоримым доказательством гениальности дизайнера является тот факт, что он запретил представителям СМИ появляться на презентациях своих коллекций. Потому, что не хотел, чтобы выбор покупателей был создан прессой. И что же? Несмотря на это, все журналисты в один голос назвали его “королем кутюрье”, а период 50-х “эрой Баленсиаги”.

Остаток жизни Кристобаль провел в Испании. Он закрыл свое ателье и перестал появляться на людях, сделав исключение лишь во время похорон Шанель. Творения мастера находятся в музее Баленсиаги, который в 2011 году основала испанская королева. А бренд Баленсиаги сегодня находится в ведении итальянского модного дома Гуччи (Gucci Group).

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку