Как рассказал журнал Турдом со ссылкой на Ростуризм, Росавиация хочет разрешить иностранным авиакомпаниям выполнять чартерные рейсы. Это должно стать временной мерой в июне, июле и августе 2018 года. Причинами этого решения, по словам чиновника Ростуризма Дмитрия Горина, стала сложная ситуация с авиаперевозками из-за наплыва туристов на Чемпионат мира 2018, постоянные задержки чартеров и трудности, возникшие в связи со свертыванием работы двух авиаперевозчиков.
Что это решение Росавиации может означать для игроков рынка, и как нам следует воспринимать эту информацию? Культурно-политический журнал «Э-Вести» обратился за комментарием к заместителю исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борису Николаевичу Шокурову.
ЭВ: Борис Николаевич, поясните, пожалуйста, суть разрешения заказывать чартеры у иностранных авиакомпаний.
Шокуров Б.Н.: Насколько я понимаю, прямого разрешения на заказ чартеров у иностранных авиакомпаний еще нет. Дмитрий Горин говорит, что в связи с ЧМ-2018 наши авиационные власти могут разрешить по запросам иностранных компаний перевозку болельщиков в пиковые даты. Иностранные болельщики могут прибывать на день накануне матча, а вечером в день матча уезжать. И здесь, естественно, сама логистика российских авиаперевозок просто не позволяет, чтобы такой объем выполнили наши авиакомпании. В этой связи, наверное, на время проведения чемпионата власти разрешат заказы чартеров у иностранных компаний.
Что касается сроков июнь, июль, «еще и август», — последнее я расцениваю более как пожелание.
ЭВ: Как это может отразиться на российских авиакомпаниях, не потеснит ли их это разрешение в этот сезон?
Шокуров Б.Н.: На практике никто не запрещает нашим туроператорам, в том числе, покупать блок-места иностранных компаний, выполняющие регулярные воздушные перевозки в своих странах, по курортным направлениям: Греция, Испания, Италия, Турция… В соответствии с соглашением о воздушном сообщении между Российской Федерацией и соответствующей страной. У них достаточно обширная транспортная перевозка. Здесь вопросов нет.
Что касается чартеров, то есть, разрешению иностранным компаниям, выполняющим нерегулярные полеты вне расписания, брать наших туристов на свой борт на нашей территории, общемировая практика страны этому противоречит. Другим авиакомпаниям не дают права на такие вещи. Во всяком случае, нашим перевозчикам такого права не дают, или дают очень редко (единичные случаи и специализированные перевозки).
Представитель Ростуризма также говорит о том, что разрешение последует, если в этом будет необходимость, если наши авиакомпании откажутся. Лично я не вижу целесообразности, обоснованности вне рамок проведения ЧМ-2018 давать разрешение на чартеры иностранным авиакомпаниям для перевозки наших туристов.
ЭВ: Как это может отразиться на ценах? Ведь иностранные авиакомпании будут назначать другие цены?
Шокуров Б.Н.: А мы не знаем, какие цены они будут назначать. Мы существуем в рамках нашего налогового законодательства, а в рамках какого законодательства будут выполняться эти чартерные перевозки?
Деятельность авиакомпаний страдает от роста расходов, и не только у нас — это и повышение цен на топливо, на аэропортовые услуги, много на что ещё… И вот тут туроператоры говорят: «А мы на переходим на чартеры. А может быть, мы будем у иностранных туроператоров заказывать, и они нам сформируют нормальный турпродукт? И соответствующие гарантии, страховки, услуги. Об этом Дмитрий Горин не размышлял?
Я считаю такое удовлетворение каких-то желаний туроператором необоснованным и ничем не подкрепленным ни нашими авиакомпаниями, ни, в конечном счете, нашими туроператорами.