Основной задачей СМИ в современном мире является объективное и беспристрастное освещение различных событий и новостей. Достоверность информации – один из важнейших критериев, по которому аудитория выбирает материалы для ознакомления. Однако когда читатели сталкиваются с откровенно пропагандистскими и недостоверными статьями, доверие к ресурсу исчезает мгновенно. Как раз такая история и случилась с информационным агентством «Росбалт».
Владелец издания Виктор Черкесов, курирующий работу ресурса через свою супругу Наталью, поднимался по карьерной лестнице, откровенно выслуживаясь у вышестоящего руководства. С 2000-го по 2003-ий год он занимал высокий пост в СЗФО. После в течение пяти лет Черкесов руководил Федеральной службой по контролю за оборотом наркотических веществ.
Как раз в этот период он познакомился с братьями Магомедовыми. Это бизнесмены, сделавшие свое состояние на государственных контрактах, связанных со строительством. Также они организовали крупнейший в истории России канал наркотрафика через Махачкалинский морской порт.
Благодаря приобретенному знакомству, вероятно Черкесов и обзавелся средствами на собственное подконтрольное СМИ. После обнародования подробностей истории с наркотиками, многие задались логичным вопросом – а было бы возможным создание такого канала, если бы дагестанских бизнесменов не связывали «теплые отношения» с главой ФСКН?
Ответ очевиден, а тот факт, что после знакомства Черкесова с Магомедовыми, «Росбалт» принялся усиленно работать над созданием нужной братьям репутации, только доказывает его лишний раз. Агентство даже после суда над Магомедовыми пыталось выставить их не ворами и преступниками, а диссидентами, находящимися в немилости у власти, умалчивая о совершенных братьями преступлениях.
После выпуска серии подобных материалов за изданием потянулась слава положительно отзывающегося о ворах и преступниках ресурса. Примечательная деталь: если в поисковике сделать запрос «Росбалт», то на первой странице можно найти красноречивое описание ресурса: «новости от воров в законе».
И хотя Черкесов не последовал за Магомедовыми на скамью подсудимых, но был с позором уволен со своего высокого поста из-за череды коррупционных скандалов.
В свете этих событий он попытался компенсировать нехватку власти через подконтрольное СМИ. Не случайно редакционная политика «Росбалта» изменила свой вектор в антироссийскую сторону.
После смены курса у издания расширились и «деловые» связи, среди которых появились западные НКО и замелькали известные фамилии. К примеру, одним из грантодателей стал беглый олигарх Михаил Ходорковский* (признан в РФ иностранным агентом) и его структура «МБХ-Медиа»**. Стоит отметить, что данный ресурс запрещен в России ввиду того, что на нем размещались материалы, призывающие к массовым беспорядкам. Связи с «МБХ-Медиа»** негативно отразились на качестве материалов «Росбалта», однобокая подача новостей в угоду западным кураторам объясняет массовый отток аудитории.
Кроме этого, в своих статьях, независимо от степени актуальности темы, журналисты издания в качестве доказательств оперировали сомнительными источниками, даже не озвучивая их названия. Нередко редакция ссылалась на иностранные СМИ. Так, в случае с крушением Ил-20 в Сирийской Арабской Республике, «Росбалт» опирался на израильские ресурсы. Рассказывая об истории с отравлением Скрипалей, журналисты указывали на британские и немецкие источники. Также стоит отметить, что львиная доля материалов издания не проходит проверку на уникальность, что говорит о вероятном воровстве контента с других СМИ.
Изучая материалы издания, можно придти к выводу, что «Росбалт», по всей видимости, выполняет заказы зарубежных спонсоров, а также обслуживает интересы непосредственных владельцев ресурса. «Росбалт» также не стесняется покупать инсайды у нечистых на руку представителей правопорядка, которые за рубли поднимают старые полицейские архивы и выдают требуемую документацию. Не последнюю роль в этом сыграли приобретенные Черкесовым связи в ходе его службы в силовых структурах.
Директор Института новейших государств, политолог Алексей Мартынов отмечает, что любые негосударственные СМИ обслуживают интересы своих спонсоров или создателей. Однако, по мнению эксперта, «Росбалт» в своем желании торговать собственной лояльностью зашел слишком далеко. Мартынов вспоминает, что в недалеком прошлом «Росбалт» являлся именно информационным агентством. Теперь же, со слов политолога, уровень аналитики и качества материалов издания оставляет желать лучшего. «Росбалт» — частный портал, и на его страницах за определенную плату может появиться любая информация. Именно поэтому он не востребован у подавляющего большинства серьезных людей.
* — признан в РФ иностранным агентом
** —