Во Франции духовенство встречает те же преграды, что и в России. С той лишь разницей, что в стране уже объявлена новая волна ковида и публичные службы запрещены, а в России имеются отдельные ограничения и факты закрытия на карантин, но он не становится поголовным. Как и русские коллеги, французские священнослужители борются с натиском светских властей, стремясь договориться о новых правилах и продолжении служб. Сначала они выбрали для этого другие средства — юридические, не пользующиеся популярностью у нас, но затем пришли к более испытанному средству, которым пользуются и у нас — кулуарным переговорам с правительством.
Известно, что некоторые христианские пастыри с подозрением отнеслись к пандемии коронавируса и увидели в этом лапу Антихриста, объясняя верующим цели и задачи этого процесса. Они сначала отрицали реальность этой беды; именно в таких приходах и монастырях наблюдались нарушения распоряжений властей. Затем меры, подтверждённые высшей церковной властью в согласовании с мирской, начали всё больше и больше соблюдаться, поскольку смертность от ковида больно затронула христианскую жизнь, в том числе в России сильно пострадала Троице-Сергиева Лавра.
Пока порешили на том, что если в монастыре или церкви будет хотя бы один больной монах или священник, с которым контактировали все, то он закрывается от верующих, уходит на карантин. Если нет — то служба может продолжаться с рядом новых правил обработки предметов отправления культа и соблюдением дистанции.
Сейчас снова стоит вопрос о закрытии русских церквей в очагах распространения коронавируса, но пока он не стоит остро. «Необходим поиск разумных решений относительно самоизоляции, — пишет в своём Telegram заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов). — Стоит продумать и то, какие меры нужны, а какие избыточны в храмах. Так или иначе, слава Богу, об их длительном закрытии уже не может быть и речи».
Хорошо бы, если так удавалось договориться и дальше. Но во Франции, увы, священники бьются за право служить и надеются, что им удастся добиться хотя бы достойного празднования Рождества.
Госсовет, к которому епископат страны обратился с просьбой об отмене распоряжения о запрете богослужений, подтвердил его, но попросил церковь в течение 8 дней уточнить с правительством новый санитарный протокол. Тяжба будет продолжена, но уже веры в её благополучный исход нет.
Если весной этот трюк удался, то теперь Госсовет вменил в вину священникам, что некоторые из них (например, фрондирующие епископы Марк Айлет и Давид Макарий) не соблюдали правила и организация больше не возьмёт на себя такую ответственность. Против священников выступило МВД страны, которое принесло чиновникам Госсовета доказательства нарушений, взятые с канала YouTube.
«Коллективные усилия необходимы, если мы хотим иметь возможность достойно отпраздновать Рождество», — предупредил коллег монсеньор де Мулен-Бофор.
С сегодняшнего для мессы — католические службы во Франции будут снова условно разрешены. Но результат переговоров с правительством станет относительной победой для церкви: по обновлённым правилам, как минимум число верующих на богослужениях снова придётся сократить.