Согласно исследованию ВЦИОМ, в России за четыре года вдвое выросло число атеистов. На 2021 год оно составляет 14%. Православными верующими считают себя лишь 66% населения страны, тогда как в 2017 году положительный ответ на вопрос о принадлежности к восточному христианству давали 75% россиян.
Трудно сохранить Веру, когда человек подвержен жестоким испытаниям со стороны пропаганды и тяжелым условиям быта. Но для современной Европы и показатель 66% — очень неплохо.
Во Франции — первой европейской стране, провозгласившей себя светским государством, он фиксировался на этом уровне в 1947 году. На 2021 год число неверующих во Франции составляет 51%.
По данным опроса Ifop, неверие французов стремительно распространяется, особенно среди людей среднего возраста. 20 лет назад в этом не стеснялись признаться 44% населения страны.
Верующие (католики) преимущественно представлены молодёжью в возрасте 18-34 года (48%) и пожилыми людьми возраста 65+ (58%). Большинство остальных лишь считает, вслед за Вольтером, что религия несёт в себе полезные ценности и должна пропагандироваться в обществе (читай: полезно в воспитательных целях). Помните, как французский мыслитель говорил: «Если бы Бога не было, его было бы необходимо создать?». Однажды Вольтер поставил в своём поместье христианский храм и написал на нём дерзкую фразу: «Вольтер — Богу!».
Утилитарное понимание христианства передалось от просветителя его народу. 54% французов уже не видят различий между религиями (какая разница, во что верить?), полагая, что этическая составляющая в равной степени присутствует среди всех конфессий.
Христианству во Франции сегодня отводится лишь социальная роль. Оно теряет главную роль в жизни человека — роль в личных и семейных ценностях. 38% французов в лоне семьи не затрагивают религиозных вопросов, что означает, что маленькие граждане страны не воспитываются в католическом духе.
В Музее 1812 года представлены трофеи французских солдат и офицеров и вещи их победоносных русских противников. Среди первых нет икон, вторые изобилуют христианскими символами. Прошло всего два века, и побеждённые французские революционные безбожники победили в духовной схватке: они заразили неверием и своё население, и жителей непокорённой православной страны.