Хитрые правила невозвратных билетов: как авиакомпании «крадут» деньги пассажиров

«Невозвратная предоплата – это не что иное, как незаконная попытка переложить коммерческие риски продавцов и исполнителей услуг на плечи потребителей», — читаем мы на сайте Роспотребнадзора. Правило работает для любого бизнеса, но не для авиаперевозчиков. Закон даёт им возможность аннулировать купленный авиабилет накануне вылета по инициативе исполнителя и даже не вернуть предоплату за него.

Произошедшее со мной 10 июля 2025 года при возврате из Саратова в Москву мне казалось сюрреалистическим ужасом. В городе, где из-за опасности дронов гасят интернет фактически в продолжение дня, за три часа до вылета я чудом получила письмо от авиакомпании «Победа»: «Ваш перелёт аннулирован в связи с неявкой на один из сегментов перевозки и отсутствием уведомления авиакомпании о необходимости сохранения последующих сегментов».

Дело в том, что 1 июля через сервис «Суперкасса» я приобрела невозвратные авиабилеты Москва-Саратов-Москве на 9 и 10 июля соответственно. Но при этом предположить не могла, что из-за дронов в Москве через несколько дней произойдёт транспортный коллапс.

Поскольку ситуация не была урегулирована до дня вылета, а я ехала на судебное заседание, я купила билет на поезд, и попыталась отменить авиабилет. Спохватившись, что отменяя «туда», я бы потеряла «обратно» (когда время не так критично), я написала в службу поддержки сервиса. «Не отменяйте! Я собираюсь воспользоваться обратным билетом». Они, видимо, меня поняли, если отмена авиабилетов не прошла.

Звонок в авиакомпанию «Победа» ничего не дал. Девушка разговаривала со мной весьма нагло: «Отменить аннулирование нельзя. Звоните туда, где покупали билет и выясняйте, почему они не сообщили нам об изменении планов». «Но ведь вы взяли мои деньги и не оказали услуги», — наивно сказала я.

В дальнейшем проверила, что закон (п.27 ФАП-82) позволяет авиакомпаниям (!) поступать таким образом:

«Если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира».

Деньги взяли, услуги не оказали, предоплата не была возвращена. И выходит, что это совершенно законно?!

Законодатель позаботился о том, чтобы у авиакомпаний был дополнительный источник заработка. Им, видимо, неприятна потеря возможности перепродать уже оплаченный билет, если планы пассажира меняются. А я-то думала, что это мое право — лететь или не лететь! Да, место осталось пустым, но за него же было заплачено!

Как и большинство пассажиров, я не разбираюсь в сложностях и хитросплетениях регулирования авиаперевозок. Я наивно полагала, что то, что куплено — то моё, и закон защищает это право. Оказалось, что авиакомпании на особом счету — им позволено, говоря простым языком, «красть» деньги пассажиров под предлогом того, что они из-за коллапса свои планы могли поменять. Этот урок я запомню «на зубок», как и «приятное» общение с «Победой».

Закон — это, прежде всего, закон. А справедливость — это справедливость.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.
Комментируя вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.