К очень интересному решению пришли российские власти, бывшие одними из противников превращения древней православной святыни — Собора св. Софии в Константинополе в турецкую мечеть. С турецкими властями договориться не удалось, зато сирийские оказались более покладисты. И, как сообщает ливанское агентство Аль-Модон, было решено отстроить небольшое подобие практически потерянного для христиан и туристов храма в Сирии.
Напомним, что 10 июля 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выполнил одно из своих предвыборных обещаний и отдал музей-храм Святой Софии мусульманам для проведения в нём богослужений. Международное давление, в том числе со стороны России, не смогло воздействовать на этот шаг, поскольку турки считают себя свободными в собственной стране делать что им заблагорассудится.
Но сирийские и российские частные фонды, при поддержке российского правительства, решили ответить на это постройкой аналога храма в западной провинции Хама в Сирии (город Ас-Сукайлабия), заручившись благословением местного епископа — грека Николы Баальбаки. Идею подал Набеула Аль-Абдулла — один из военачальников сирийской армии. Выбор места обусловлен наличием в городе большой православной греческой общины, которая, безусловно, по достоинству оценит то, что ей подарят копию украденного наследия их предков, построивших константинопольский храм.
Сказано — сделано, уже в августе начнутся работы по подготовке к возведению объекта.
Водружение новой Святой Софии на востоке было воспринято Западом как заявка о России как защитнице православия. «В то время как Эрдоган занял место нового халифа мусульман, Путин не мог поступить иначе, как напомнить о роли защиты православных со стороны России и за ее пределами», — прокомментировал Figaro географ и специалист по Сирии Фабрис Баланш.
Одновременно это демонстрация покорности сирийского лидера на фоне дерзости турецкого, и, конечно, очередное проявление политики «мягкой силы» в Сирии.
Почему ещё могла быть выбрана Сирия? В этой стране интересы Турции и России противоположны. Если в ходе гражданской войны в Сирии Россия поддерживала сирийский режим, то Турция — повстанцев в западной части страны. Строительство собора — это ещё одно проявление глубоких противоречий на спорной территории.
На первый взгляд, может показаться, что Россия и Турция вспоминают эпоху религиозного и политического противостояния XVIII-XIX веков, которое сопровождала целая серия русско-турецких войн. Но, учитывая то, что нынешняя Россия мало напоминает свою предшественницу — Российскую Империю, будучи светской страной с интернациональной и многоконфессиональной политикой, а также то, насколько связаны в экономической плане Россия и Турция, вряд ли стоит ожидать далеко идущих действий.
Скорее всего, строительство малого подобия большой потери даст возможность «прикрыть» моральное поражение и напомнить о временах, когда Россия действительно воспринималась на Балканах и Ближнем Востоке как защитница православия.