Мы — люди светской страны, которая в течение ста лет шла по пути отказа от христианства, потеряли духовный смысл многих вещей, в том числе праздничных застолий. Зачастую перед Новым годом и Рождеством мы бегаем по магазинам в поисках подарков для семьи и друзей, ищем деликатесы для праздничного стола и загодя готовим торт и салат Оливье, но редко кто из нас думает о том, чтобы накормить в этот день окружающих, тем более бедных и нуждающихся.
Поэтому одно из самых редких слов в современном русском языке — «хлебосольство», чуть чаще встречается слово «гостеприимство».
Традиции хлебосольства нынче дороги, а у людей денег немного. Иметь открытый стол не каждый может себе позволить. Хотя раньше в России, как и в других странах, не только у знати, но и у крестьян было принято подкармливать путников, нищих и необеспеченных соседей. Так делали, в частности, мои бабушки и прабабушки имевшие свои дома (не квартиры, как сейчас), открытые для нуждающихся с заднего входа. Путник мог получить здесь хлеб и щи во Славу Божию.
Я вспомнила об этом, когда прочла статью «Банкеты в Библии» во французском журнале «Крест«. «Правильные с точки зрения христианства банкеты, — говорится в ней со ссылкой на богослова Антуана Нуиса, — должны быть скреплены печатью благодарения — признанием обязанности делиться с окружающими тем, что имею, и самим фактом гостеприимства».
В Священном Писании еде уделяется большое значение, и в мире ином Господь обещает нам «необыкновенный пир», где все будут сыты (Пророк Исайя). За праздничным столом, куда будут приглашены все без исключения, будет много мяса и обилие вина.
Еда важна в выражении наших взаимоотношений с Богом, необходима для нашей человеческой сущности и социальных отношений. В том, как мы едим, проявляется многое: и праведное, и греховное.
«Правильная» еда приближает нас к Богу и угодна Ему, ей надлежит объединить нас в благодарной любви к Богу и друг ко другу. «Когда ты устраиваешь пир, приглашай ( … ) бедных, калек, хромых, слепых, и ты будешь счастлив, потому что они не могут ответить тебе взаимностью», — говорит Иисус, приглашенный однажды в субботу к столу главы фарисеев (Евангелие от Луки).
Там же Господь говорит: «Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезой Моею в Царстве Моем».
Священное Писание лишь предостерегает от злоупотреблений едой. Во-первых, от излишеств и стола не по средствам, а также от неправильного распределения и выбрасывания оставшейся еды. «Пьющий и обжора станут бедными», — говорится там. Во-вторых, от невоспитанности за столом и эгоизма — стремления взять себе кусок побольше и поскорей, которые отвращают от едока других людей.
В России принято не скупиться на Новый год. По данным Deloitte, среднестатистический россиянин потратит на празднование и подарки 27.5 тысяч рублей — чуть меньше 35.7 тысяч своих ежемесячных доходов. В том числе 3 тысячи рублей уйдёт на новогодний праздничный стол — это в три раза больше, чем один гражданин страны потратит на благотворительность за весь год.
Я полагаю, что тут есть, над чем задуматься. Дело не в том, чтобы больше перечислять благотворительным организациям (можно найти что-то и поближе к нам), а в самой организации нашей жизни. Мы слишком часто забываем о духовном, хотя всегда помним о земном. «Есть и елка, и подарки, и хлопушки… Но главного нет», — досадуют православные священники не меньше, чем их католические братья.