Электрические, водородные, сверхзвуковые, V-образные и похожие на летающие тарелки – думаете, вы видели уже всё, что касается концептов новых самолётов? … Погодите, вот новая идея – самолет-капсула.
Существуют несколько независимых групп исследователей, изучающих возможность создания модульных самолётов, которые изменят мир грузовых и пассажирских перевозок.
Одна из них из Федерального политехнического института Швейцарии предлагает проект Clip-Air. Другая – европейская инжиниринговая компания AKKA Technologies – создала концепцию Link&Fly.
Идея Clip-Air весьма проста – грузовой и пассажирский отсеки выполнены в виде капсул, которые пристыковываются к самолёту носителю. Переход от грузовых тележек к грузовым капсулам превратить самолеты в «товарные поезда». Капсулы позволят дешево перебрасывать грузы с одного вида транспорта на другой, увеличат скорость перевозок, и будут способствовать развитию сложных цепочек поставок.
В основе Link&Fly также лежит концепция интермодальности. Новый самолёт очень похож на обычный авиалайнер типа «летающее крыло», однако пассажирская часть фюзеляжа может оперативно меняться и в случае аварии катапультироваться и безопасно спускаться на парашютах.
В зависимости от потребностей пристыковываемая часть фюзеляжа может иметь разную конфигурацию: полностью грузовая, грузопассажирская, или только пассажирская. Таким образом, с одной стороны, самолет сможет выполнять совершенно разные функции. С другой стороны, это позволит более интенсивно и эффективно эксплуатировать самую дорогую часть самолёта – планер и двигатели.
Более того, процесс посадки может стать более быстрым и менее напряженным, так как сесть в капсулу можно будет заранее, а это значит – прощай толкучка и суета на посадке.
Капсулы Clip-Air могут транспортироваться не только самолётами, но и грузовиками, и поездами. Это открывает возможность разделения функций управления планерами и грузовыми/пассажирскими модулями, аналогично тому, как это происходит в железнодорожной отрасли.
Клиенты смогут выбирать одного из трех конкурентов, а лететь на одном и том же планере, одним и тем же рейсом. Пассажир может занять место в капсуле на автобусной станции и выйти на другом конце планеты, сменив автомобильный, железнодорожный и авиационный носитель.
Ложкой дёгтя в этой бочке мёда звучат слова Эддисона Шонланда из консалтинговой компании Airinsight, специализирующейся на аналитике авиационной отрасли: «Это может быть блестящая идея с инженерной точки зрения, но её трудно будет заставить работать коммерчески. Так много проверенных технологий, с которыми ей придется конкурировать. В любом случае, если концепция когда-нибудь взлетит, я бы сначала посмотрел, как она работает в грузоперевозках».
Если AKKA Technologies не ожидает, что ее Link&Fly скоро войдет в коммерческую эксплуатацию, несмотря на то, что дизайн решения полностью просчитан и технически осуществим. Основатель компании Морис Риччи говорит CNN о том, что это демонстрация возможностей мультимодальных перевозок в авиаперевозках.
В то же время Клавдио Леонарди, руководитель проекта Clip-Air, надеется воплотить проект в жизнь и построить трёхкапсульный самолет с вместимостью по 150 человек в каждой.
«Мы задействовали только те технологии и материалы, которые уже используются и хорошо известны отрасли», — говорит он CNN. Получение поддержки от крупных игроков могло бы изменить правила игры на рынке, считает он, ожидая предложений.
А пока Леонарди готовится создать 10-метровую беспилотную версию Clip-Air, чтобы протестировать идею и проанализировать другие сферы её применения.