Авиаперелёты и бесплатный интернет часто считаются вещами взаимоисключающими, но скоро ситуация может сильно измениться – альянс авиа- и телеком компаний The Seamless Air Alliance объявил о разработке нового технического стандарта, который снимет ненужные ограничения и откроет двери широкой конкуренции на этом рынке.
В настоящее время оборудование и программное обеспечение, предоставляющее wi-fi интернет авиапассажирам, весьма разнородно и несовместимо у разных поставщиков. Поэтому любая попытка что-то изменить в существующей конфигурации и настройках выливается в большую головную боль и затраты для авиакомпаний.
Некоммерческий альянс 30 компаний – The Seamless Air Alliance – в который входят Airbus, Softbank, Delta Air Lines, Virgin, KLM, Panasonic, Intelsat, Nokia и Vodafone, разработал новый стандарт, который он предлагает распространить на всю отрасль.
Глава альянса Джек Мандала сказал Bloomberg, что авиакомпании, привязанные к одному поставщику, теперь могут изменить это, приняв общий стандарт. Новая модульная архитектура с открытыми интерфейсами и компонентами, позволяет легко менять одного поставщика на другого, экономя авиакомпаниям миллиарды долларов.
Кроме того, новый стандарт позволяет «быстро внедрять новые технологии», то есть эффективно управлять своим беспроводным доступом, меняя провайдеров по мере появления сетей нового поколения. Например, это может быть спутниковый интернет Starlink от Элона Маска, OneWeb от Softbank или Kuiper от Amazon, когда они начнут работать.
Высокая стоимость пропускной способности для авиаперелётов всегда была его ахиллесовой пятой, говорит Мандала. Благодаря единому стандарту, на рынок выйдут новые интернет-компании, что повысит конкуренцию и качество в отрасли.
Для пассажиров это означает бесшовную мобильную и интернет связь, которая будет следовать за ними от аэропорта к трапу самолёта и до его места в салоне, будь лайнер на земле или в воздухе. Теперь вы не будете довольствоваться только теми фильмами и играми, которые есть на борту. Ваши социальные сети будут доступны теперь и здесь.
При этом вам не нужно будет вводить пароль и номер кредитной карты под неусыпным оком любопытного соседа, чтобы подключиться.
Анализ альянса показал, что благодаря снятию барьеров к 2028 году число подключенных к интернету авиалайнеров увеличится с нынешних 10 тысяч до 25.5 тысяч. В стоимостном выражении это означает рост рынка интернет-подключений в самолёте до $37 млрд. (+$11.4 млрд.).
Да, многие крупные игроки, такие как Boeing, Verison, American Airlines, пока не включились в эту работу, но Мандала уверен, что это вопрос времени, так как эта инициатива обещает много выгод участникам.
Что касается производителей телекоммуникационного оборудования, то он, как бывший директор Qualcomm, утверждает, что от них потребуется внести небольшие изменения в программное обеспечение, что «мелочь» в финансовом плане.
Есть большой потенциал роста и интернет-покупок на борту, который сейчас ограничивается лишь 10% из-за существующих барьеров – люди просто переключаются на чтение или просмотр фильмов, которые есть на борту.