Любящим родителям рекомендуют развивать чадо символическими наглядными средствами

Alexander Veraksa, PhD Psychology at MSU

Учёные Московского Государственного Университета (МГУ) совместно с коллегами из Российского государственного гуманитарного университета выяснили, что использование символических наглядных средств позволяет детям дошкольного и младшего школьного возраста лучше усваивать и понимать физические явления, чем использование знаков.

Выбор средств обучения зависит от поставленной задачи. Средства обучения физике бывают вербальные (словесные, устные и письменные), технические (звуковые и экранные), специальные (приборы и устройства) и наглядные (таблицы, диаграммы, схемы, модели, чертежи). Наглядные средства всегда служили для иллюстрации физических явлений, но в последнее время учёные изучают другие возможности их применения для развития абстрактно-логического мышления в целом. Различают символические и знаковые наглядные средства (знак – содержание, символ – его раскрытие, образ, условный смысл).

В ходе эксперимента учёные проанализировали эффективность использования знаковых и символических средств в дошкольной (33 малыша, 68.5 мес) и младшей школьной (49 школьников, 102 месяца) группах и показали, что символические средства (образы и метафоры) в большей степени помогают ребёнку овладеть сложным содержанием.

«В экспериментальных группах освоение содержания осуществлялось через символические средства: дети разыгрывали ситуацию появления радуги и брали на себя соответствующие роли (свет, туча, дождь и др.); чтобы понять изменения структуры строения вещества дети представляли, что оно состоит из частиц, атомов, которые как маленькие человечки держатся за руки (именно они являлись символом). Контрольные группы обучались при помощи знаковых средств: схем, моделей», — рассказывает один из авторов исследования Веракса А.Н., доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, член-корреспондент РАО.

Александр Николаевич заверил читателей журнала «Э-Вести» в том, что родители, заинтересованные в интеллектуальном развитии своих детей, могут с успехом применить результаты исследования в процессе воспитания: «Развитие творческих способностей связано с умением ребенка использовать символ для выражения своего отношения к действительности и решения познавательных задач в различных предметных областях. Это значит, что ребенок в образной форме должен научиться передавать содержание интересующего его материала. Такое умение отличается от традиционных способов подготовки детей к обучению в школе, основанных на использовании понятий, схем и правил».

Взять на заметку эти выводы могут и родители более взрослых детей: «Возрастные особенности использования символических средств во многом обусловлены развитием игровой деятельности детей. Однако, это не значит, что символические образы могут эффективно применяться для решения познавательных задач лишь в дошкольном детстве. Как показали наши исследования, в школьном возрасте они могут использоваться при освоении различных предметов. Неслучайно такой выдающийся математик как Анри Пуанкаре говорил об особой важности эстетики в математическом мышлении», — сказал он.

По словам учёного, рекомендуемые занятия позволят родителям и заинтересовать детей в познании в целом, скорректировать современные негативные воздействия дома: «Результаты наших исследований убедительно показывают, что даже небольшие серии занятий с детьми, направленные на развитие символических средств, приводят к более глубокому, целостному пониманию различных явлений детьми, что особенно важно для становления познавательной мотивации. Дети погружены в среду (в том числе и информационную), которая стимулирует вполне определенный (нередко шаблонный, реактивный) тип поведения, рождающий фрагментарность восприятия мира и затрудняющий его понимания».

Разработки учёных, конечно, простираются гораздо шире, чем отдельно взятое научное достижение, они направлены на построение современного образовательного процесса в детском саду и школе в целом, где сегодня очевиден недостаточно гармоничный уровень развития познавательных способностей детей. «Выполненное исследование включено в цикл работ, которые реализуются на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Одно из направлений нашей работы – увидеть, от чего зависит спонтанное использование тех или иных когнитивных средств детьми в образовательной среде. Ведь очень важно поддержать инициативу каждого ребенка, не навязывая ему способы мышления, а предоставив возможность использовать все многообразие культурных средств в гармоничном сочетании с его индивидуальностью», говорит А.Н. Веракса.

Источники:

Петров А.В., Попова Н.Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения. // Мир науки, культуры, образования. Выпуск № 2 / 2007, European Early Childhood Education Research JournalMoscow State University

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку