Очень интересно ставится сегодня вопрос Министерством образования и науки России о цифровизации для нужд образования. Министр высшего образования, исследований и инновации Франции Фредерика Видаль в присутствии Министра науки и высшего образования РФ Михаила Михайловича Котюкова и Ректора РАНХиГС В.А. Мау высказалась так, что образовательная среда — это не только питательная среда для блокчейн-технологий, но и некий вектор, позволяющий внедрять инновационные достижения в экономику.
Михаил Котюков предложил французам развивать межнациональное сотрудничество в сфере высшего образования по линиям «создания и развития в России международных научных центов мирового уровня, например, в области математики», «развития научной инфраструктуры (это и создание установок мегасаенс в области ядерной физики, развитие научно-исследовательского флота), «университетского взаимодействия и проведения совместных образовательных программ».
В ответ на предложение российского коллеги французский министр напомнила о важности цифровых технологий и инноваций. «Среди крупных проектов, в частности, инфраструктура необходимая для Big Data, больших вычислений, потому что на арену выходит Искусственный Интеллект (ИИ) и это наше безусловное будущее», — сказала мадам Видаль.
И в самом деле, искусственный интеллект, Big Data, блокчейн-образование, цифровые облака могут встать на службу высшей школы. Ведь вот что получается. Последние достижения науки могут найти своё применение, своего рода «обкатку» перед внедрением в экономику через образовательные технологии прежде всего через создание центров цифровизации в высшей школе.
Что даёт сегодня международное сотрудничество в сфере образования? Мы видим, как европейские, прежде всего французские, учебные заведения используют последние достижения науки в высшей школе. Единичные случаи в России (например, Сколково) создания инновационных центров в высшей школе — это недостаточный инструмент для полноценного запуска механизма ресурса инноваций, чтобы сделать высшую школу локомотивом всего общественного развития.
Наша редакция, собрав материал об успехах инновационной сферы в образовательном сегменте, делает однозначный вывод: только создание широкой сети центров цифрового образования может толкнуть сферу высшей школы на уровень, отвечающий современным вызовам.
Ведь в самом деле, что мешает сделать в каждом (подчёркиваю: в каждом без исключении ВУЗе страны) подразделение, некий цифровой штаб, плановый комитет, позволяющий разработать свою собственную цифровую программу уже существующих дисциплин? И применив в каждом ВУЗе междисциплинарный подход, включиться в процесс цифровой трансформации, создав не только российское межвузовское, но и международное сотрудничество с использованием международного опыта.
Теперь подробнее. В каждом ВУЗе создаётся сначала программа (в текстовом виде), а затем и подразделение с использованием блокчейн-специалистов (программистов, методистов-цифровиков) и т.д. головного подразделения ВУЗа, который одновременно и внедряет, и контролирует как оцифровку, так и цифровую трансформацию дисциплин. Таким образом, создаётся единая ткань, единое полотно цифровой подготовки, гармонично используя профиль ВУЗа.
Что здесь интересно и ново по сравнению с тем, что нам удалось почерпнуть из выступлений на дискуссии о новых технологиях образования на Гайдаровском форуме? Маленькие лоскуты ВУЗовских паззлов, которые создают единую картину межвузовского сотрудничества как по вертикали, так и по горизонтали. С одной стороны, создаётся единый уровень по основным профилям ВУЗов как в стране, так и в мире. Так и по вертикали создаётся единая простыня, единое полотно национальной ВУЗовской политики.
В мире много подходов и программ применительно к высшей школе, но общим трендом является то, что каждый ВУЗ стремится быть включенным в ответственное разрешение вызовов современной науки, предъявляемое к каждому конкретному сегменту образовательной сферы: в точных науках — своим, в сфере гуманитарного образования — другим. Что здесь важно понять? Что студент, пришедший за парту на первый курс к своему выпуску (то есть, через 4-5 лет) остаётся с одной-единственной позитивной задачей: он обучился учению, вхождению в свой профессиональный профиль! Но разве этого сегодня достаточно?
Посудите сами — инновационные знания в наше время устаревают в зависимости от дисциплины в течение 3-5 лет, а в ряде дисциплин и в течение 1-2 лет. Таким образом, как это не печально звучит, практически любое образование традиционного типа морально устаревает к моменту окончания ВУЗа. Возникает логический вопрос: а зачем же тогда нужны традиционные учебные заведения? Им что, уже нет места в нашей современной жизни? Ответ мы получили на вышеупомянутой панели.
Традиционное высшее образование всё ещё может быть целесообразным как своего рода инструмент, парадигма вхождения в профессию, в специальность. Но чтобы обучиться самой специальности, профессии необходимо сделать то, о чём мы говорили в первой части нашего эссе: о создании цифровых плановых штабов в ВУЗах, которые, замыкаясь на свои ведомства, могли бы, как считают эксперты, подтягивать и внедрять профессиональные интеллектуальные вертикали в каждом конкретном профиле ВУЗа. Вот такие выводы делает редакция «Э-Вести» по итогам весьма полезной и глубокой панели с участием министров образования.