Министерство просвещения разрабатывает поправки в Трудовой кодекс, которые изменят структуру оплату труда школьных учителей, избавив их от работы на износ и повысив зарплату.
В интервью «Российской газете» глава ведомства Ольга Васильева сказала, что несмотря на то, что Минпросвещения рекомендует регионам распределять фонд оплаты труда в соотношении 70% за ставку и 30% – различные надбавки, порядок навести пока не удается. Причина в том, что регионы и муниципалитеты самостоятельно решают, как начислять оклады, надбавки и суммирующие выплаты.
Поэтому, чтобы получать достойную зарплату, учителя вынуждены работать на полторы ставки и более.
Чтобы исправить эту ситуацию и привязать 70% фонда зарплаты к одной ставке, то есть 18 урокам в неделю, министерство совместно с зампредом Правительства Татьяной Голиковой разрабатывает поправки в Трудовой кодекс. Которые позволят ввести единую структуру оплаты и прописать эти базовые гарантии на федеральном уровне.
«Мы очень надеемся, что после медиков по такой регионально-отраслевой системе пойдем и мы с учителями», – сказала Васильева.
Сейчас в российских школах работает около 1.5 млн. учителей. И по оценке главы просвещения не хватает ещё 10%. Самая большая нехватка – это учителя иностранного языка, математики, информатики, физики и начальных классов.
Большая проблема школы в том, что более трети учителей – это пенсионеры. Из тех 60-70 тысяч студентов, которые поступают в ВУЗы на бюджетные места, чтобы стать преподавателями, до школ доходит меньше половины.
Причина таких потерь – боязнь ответственности, нагрузки и работы с детьми, говорит министр. Исправить ситуацию планируется, во-первых, увеличением числа бюджетных мест в ВУЗах. Во-вторых, введением института наставничества в школах, когда молодого специалиста прикрепляют к старшему или ведущему учителю. И, в-третьих, увеличение часов практики при подготовке педагогов.
Еще одна насущная проблема учителей, которую планируется решить, вал бесконечной и бессмысленной отчетности. Минпросвещения уже определило, что учителя должны вести только четыре документа: рабочая программа по предмету, календарно-тематический план, электронный журнал, электронный дневник.
Любые другие бумаги не должны быть заботой учителей. Такие рекомендации ведомство ежегодно отправляет в школы, но воз и ныне там. Поэтому готовятся поправки в Федеральный Закон «Об образовании в РФ», которые законодательно закрепят правило четырех документов.
Кроме того, в январе завершится работа над обновленными Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), которые должны будут снизить нагрузку по отчетности более чем на 30%.