Московские школьники вошли в пятёрку лидеров по глобальным компетенциям и финансовой грамотности, сообщает мэрия о результатах международного исследования PISA-2018. Хороший повод порадоваться за наших детей, но настораживает, что в базовых знаниях и навыках россияне далеко не первые.
Программа международной аттестации учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), проводимая раз в несколько лет под руководством Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), опубликовала на днях новые отчеты об исследовании 2018 года.
В частности, шестой том исследования посвящен вопросу готовности школьников к жизни в глобальном мире – знанию таких тем, как вопросы неравенства, миграции, изменения климата, причин бедности и голода, международных конфликтов, тема общественного здоровья и т.п.
Вопросы по глобальным компетенциям отдельно не выделялись, а шли в общем ряду с тестами по грамотности – математической, читательской и естественно-научной.
Если в глобальном рейтинге глобальных компетенций школьников Россия заняла 15 место со средним баллом 480, то Москва получила четвертое – 537 баллов. Впереди только Сингапур (576), Канада (554) и Гонконг (542).
Глобальные компетенции и доброжелательное отношение к другим культурам – это хорошо, но куда более важное значение имеет конкуренция за нынешнее и будущее благополучие – хорошие знания и умения. И если посмотреть в рейтинги, так называемой функциональной грамотности, то здесь России многое предстоит улучшить.
По читательской грамотности Россия получила 479 баллов, математической – 488, естественно научной – 478. В сравнении с результатами 2015 года показатели упали, соответственно, на -26, -6 и -9 пунктов.
По чтению Россия находится на 23 месте, пропустив вперед 28 стран. По математике – на 25 месте, впереди – 29 стран. По естественным наукам на 28 месте, впереди – 32 страны.
Москва, принимавшая участие как самостоятельный регион, получила более высокие оценки: по чтению – 534, по математике – 534, по естественным наукам – 528, заняв третье, пятое и шестое место в мире, соответственно.
Ещё одна область, где преуспели столичные ученики – финансовая грамотность. Здесь они заняли второе место уступив лидерство только ребятам из Эстонии.
Мировым же лидером в школьном образовании теперь является Китай. Его показатели идут с хорошим отрывом от остальных стран.