Сегодня российский среднемагистральный самолет МС-21-310 впервые поднялся в воздух на новых отечественных двигателях ПД-14. Ожидается, что по итогам начавшихся летных испытаний самолет получит российский сертификат уже к середине 2021 года.
МС-21 – это первый российский пассажирский самолет с высокой (35%) долей углеволоконных композитов в конструкции фюзеляжа и крыльев. Аналогичная продвинутая технология в таком объёме используется только на новом истребителе пятого поколения Су-57, где 70% обшивки выполнено из углепластика, а общая доля композитов, по разным оценкам, составляет от 25-40%. Композиты позволяют снизить общий вес машины, число сборочных деталей, и его радиолокационную заметность.
Разработка российского среднемагистрального узкофюзеляжного самолёта МС-21, предназначенного для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях, началась в далеком 2006 году.
Планировалось, что первый серийный МС-21 будет выпущен в 2017 году, но по различным причинам сроки несколько раз отодвигались. Свой первый полёт с импортными двигателями PW1400 лайнер совершил в мае 2017 года.
Первоначально предполагалось, что самолет будет продуктом международной кооперации, где доля отечественных комплектующих составит 38%. Однако из-за санкций планы пришлось пересмотреть. В 2014 году глава Минпромторга заявил, что текущий уровень локализации в 50% к моменту серийного производства достигнет 80%, а к 2022 году – 97%, включая российский двигатель ПД-14.
В 2018 году новые санкции лишили нас углеродного волокна, используемого при производстве крыльев и фюзеляжа самолёта. Но нет худа без добра, это подвигло Россию наладить собственное производство высокотехнологичного продукта. Аналогичная ситуация произошла и с материалами для российского двигателя. Но мы справились с этими трудностями и нынешний полет стал тому подтверждением.
Первый полёт на российских двигателях длился 1 час 25 минут. Летчики-испытатели проверяли режимы работы силовой установки, устойчивость и управляемость самолета, а также функционирования его систем.
«Этот полет – результат объединения двух важнейших программ гражданского авиастроения России – самолета МС-21 и двигателя ПД-14. Усилиями ученых, конструкторов, инженеров, рабочих создается лайнер нового поколения, который возвращает нашу страну в высшую лигу мировой авиации», – сказал глава Ростеха Сергей Чемезов.
«У нас сформировалось новое поколение конструкторов и производственников – и сейчас мы наблюдаем плоды труда десятков тысяч человек, работавших на предприятиях авиадвигателестроительной отрасли для того, чтобы состоялся этот полёт», – дополнил Чемезова глава Минпромторга Денис Мантуров.
В ноябре, во время посещения завода Иркут, Мантуров рассказал, что первые 36 самолетов МС-21 будут изготовлены до 2025 года, но в случае необходимости этот объём может быть увеличен до 47 авиалайнеров.