2020 год стал годом внедрения на спортивные стадионы по всему миру систем распознавания лиц. Не осталась в стороне от этого процесса и Россия, где на одном из крупнейших стадионов — ВТБ Арена, в декабре 2020 года приступили к тестированию прохода болельщиков на стадион по лицевой биометрии.
Как сообщают РИА Новости, на турникетах ВТБ Арены установлена система распознавания лиц (биометрический терминал). Ей поручено принимать решения (по лицу, а не только по билету) о том, может ли данный болельщик пройти на трибуну.
Прежде всего, «система» отсеивает лица, находящиеся в «чёрном списке». Человек смотрит в камеру, программа сравнивает его лицо с базой данных) и проверяет, имеется ли оно в списке замеченных в правонарушениях. Наличие маски, по заверениям разработчика — Ростелекома, не влияет на идентификацию посетителя. Терминал откроется, если к болельщику нет претензий со стороны организаторов.
Уже затем болельщик подносит к терминалу свой билет и «умная билетно-кассовая система» проверяет его дату. Если всё в порядке — терминал пропускает посетителя.
Упрощённое пользование «единой биометрической системой» будет доступно для клиентов банка ВТБ. Тем из них, которые сдали свои биометрические данные сотрудникам банка, станет возможно проходить на стадион без билета, только по лицу.
Тестирование российской системы распознавания лиц на ВТБ-Арене ещё не завершено, и потребуется некоторое время для проверки возможных ошибок. Но если оно успешно завершится, доступ на стадион будет осуществляться таким инновационным способом.
Считается, что в перспективе биометрическая система поможет обеспечить гарантию незаражения ковидом на стадионах благодаря бесконтактным технологиям. Поэтому, как сообщает The Wall Street Journal, многие спортивные команды изучают возможность использования и внедрения технологии распознавания лиц на своих стадионах. Россия — не пионер в этой сфере.
Кристиан Лау из Лос-Анджелесского Футбольного клуба рассказал, что его фанаты будут использовать приложение под названием Clear, самостоятельно загружать в базу данных свои селфи и привязывать свои аккаунты Clear к существующим профилям Ticketmaster. При этом одна камера на стадионе измерит температуру болельщика, а вторая камера удостоверится, что человек носит маску. И, конечно, при входе болельщик должен будет показать своё лицо камере.
Широкое распространение технологии распознавания лиц поможет организаторам не только в обеспечении безопасности состязаний, но и в маркетинге. Они смогут отслеживать реакцию людей на рекламу и определять, какие методы воздействия наиболее эффективны. Так происходит в эпоху коронавируса повсеместно.
Однако наряду с полезностью внедрения новых технологий есть и опасность возможных репутационных и юридических последствий. Операторы спортивных площадок должны учитывать общественное мнение и требования закона по использованию этой технологии, в частности, положения множества законов, регулирующих сбор изображений лиц, распространение полученных данных и обмен ими, скажем, с полицией. Не говоря уже об утечке баз данных болельщиков.
Заметим также, что в июльском докладе Национального института стандартов и технологий (NIST) в США отмечалось, что вероятность ошибок 89 различных систем распознавания лиц увеличивалась на 1%-50%, когда эти люди были в защитных масках. Поэтому при использовании системы распознавания лиц на стадионах рекомендуется маску при проходе всё же снимать.