Вся жизнь уникального русского модельера Надежды Петровны Ламановой — это реализация предназначения создавать образ прекрасной русской женщины. Сначала она одевала царскую семью и российскую имперскую элиту, прославившись на весь мир, затем Ламанова создавала советское прет-а-порте и образ русского театра. А сегодня, спустя семь десятков лет после смерти, великой полузабытой мастерице предназначено возрождать школу русского дизайна одежды. Вдохновлять и воодушевлять молодых россиян-модельеров.
Андруцкая-Ламанова (так значилась её фамилия в списке поставщиков Российского Императорского Двора) родилась в имении своего отца полковника П.М. Ламанова в селе Шутилово Нижегородской губернии. Большая дворянская семья относилась к обедневшим русским родам и с молодых лет, закончив Московскую школу кройки и шитья О. А. Суворовой, Надежда была вынуждена зарабатывать себе на жизнь. Её профессией стало создание нарядов для обеспеченных модниц, преимущественно из купчих, а к концу XIX века её модная мастерская приобрела заказчиц среди аристократии и царской семьи. Каждое платье обходилось модницам в сумму не менее 600 рублей.
Когда грянула революция, 45-летняя Ламанова по-прежнему была востребована, но уже в творческой среде. Все деньги в банке она потеряла и зарабатывала на жизнь тем, что обшивала актрис Большого театра, плотно сотрудничала с МХАТ, куда устроилась работать официально в 1930 году, и Театром Вахтангова, для которого, в частности, создала костюмы «Принцессы Турандот».
Станиславский жаловался на Ламанову, что ей приходилось дорого платить, но модельер была вынуждена в советское время нередко работать бесплатно или за гроши. При этом дважды она была арестована, ей вменяли в вину использование наёмного труда, без которого немыслима Высокая мода — Haute couture.
Помогало Ламановой жить и творить то немногое, что осталось от царских времён — как картины, так и столовое серебро, доставшееся после её смерти троим племянникам и позволившее им безбедно прожить жизнь.
Великосветские драгоценные платья из спектакля МХАТа «Анна Каренина» 1936 года, которые сегодня показаны на выставке «ЛАМАНОВА. русский дресс-код» — лишь малая толика вклада Надежды Ламановой в российскую профессию модельера и специалиста по театральному костюму. Но они дают представление о том, какими прекрасными были дамы в одежде от мастерской Ламановой, и насколько аутентично видел благодаря ей прошедшую эпоху зритель СССР.
В новую эпоху возникла профессия «технолог по костюму». Ламанова направляет свою энергию на создание одежды для советских женщин. Она, которая на всю Европу прославила стиль «а ля рус», была вынуждена стоять у истоков текстильной промышленности безликого в модном плане СССР.
Модельер стала невыездной, и когда её коллекции путешествовали по миру, создатель наблюдала за ними из родной страны. Тем не менее, в Европе сегодня о ней известно гораздо больше, чем в России, и по-прежнему с участием работ Ламановой проходят выставки в мировых центрах моды.
15 октября 1941 года гениального русского модельера забрали в Мир Иной. Шла война, он — уже старушка, пришла во МХАТ осведомиться об эвакуации из Москвы и узнала, что в Минске во время бомбежки сгорели её костюмы. Расстроенная Ламанова пошла в сторону Амбулатории Большого театра и попала в атмосферу всеобщей паники, охватившей тогда Москву.
Сердце не выдержало переживаний, Надежда Петровна мгновенно ушла. Она была отпета под орган в Донском монастыре по греческой традиции, кремирована и похоронена рядом с мужем А.П. Каютовым, с которым прожила счастливых 45 лет, на Ваганьковском кладбище Москвы.
«Моя мечта, — признается директор Музея МХАТ Софья Грачева, — чтобы кто-то из талантливых российских дизайнеров отшил коллекцию в память Надежды Ламановой». Хотя, по её словам, в России и сегодня много даровитых модельеров, которые всё чаще возвращаются к национальным истокам, память о великой предшественнице — необходимый вклад в процветание модного дела страны.