Кто бы Вам ни говорил о том, что Испания — страна, которую Золотой Век Просвещения обошёл стороной — ложь. Такие имена, как Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескьё, Алексис де Токвиль — это французы, а раз так, то другим странам вроде бы и противопоставить нечего?!
Так сложилось, что Испания — столь далёкая, столь близкая и столь дорогая сердцу многих россиян — мало изучена в России, и старт к изучению истории Испании после большого перерыва был дан академиком Иваном Михайловичем Майским в его последнем качественном состоянии заведующего кафедрой истории стран Западной Европы уже в 1950х годах.
Начало современному изучению Испании академик положил написанием своего классического труда «История Испании». С тех пор испанистика развивалась скачкообразно и в виде крутых зигзагов. Следующим расцветом, своего рода «Золотым веком» в истории российской испанистики была эпоха дуумвирата, когда в ней главенствовали две равнозначные и равноценные фигуры: Светлана Петровна Пожарская и Марклен Тихонович Мещеряков.
Так было на протяжении почти 30 лет, и именно в этот период в советской и российской испанистике написаны наиболее яркие и талантливые работы.
Несмотря на эпоху заката советской власти, российская и советская испанистика в 1980-е годы, по признанию учёных мира, была одной из самых выдающихся школ историков-страноведов. И в целом страноведческая литература в 1980-е годы была на высоте. Потом аналитики скажут, что так бывает всегда перед последующим падением вниз.
Так оно и случилось применительно к испанистике. Автор этих строк — ученик и Светланы Петровны, и Марклена Тихоновича, участник оргкомитета Первого конгресса испанистов, входивший в состав и Второго конгресса испанистов — знает, о чём он ведёт речь.
Интересно то, что было очень важно изучать не только историю Испании как таковую — на это были брошены все силы испанистов той поры, но было необходимо написать и историю научных и академических организаций страны. Замечу, что такие планы были всегда, но, к великому сожалению, до этого дело так и не дошло.
В какой-то мере, возможно, сегодня, открыв рубрику о закрытых сообществах Испании, мы расскажем об очень интересной и поныне очень влиятельной организации, основанной графом Пеньяфлорида в 1764 году и получившей название Real Sociedad Bascongada de Amigos del Pais.
Надо отметить, что эпоха Просвещения в Испании по своему масштабу и влиянию на мир и мировое развитие не меньше (а, может быть, и больше), чем эпоха Просвещения во Франции.
Тема взаимовлияния двух стран, разделённых Пиренеями, в эпоху Просвещения — это отдельная история и отдельная тема. Об этом, может быть, и стоит поговорить на страницах нашего издания, но поговорить специально и глубоко.
Сегодня же хотелось бы отметить другое: названная организация была создана группой учёных, стоящих на платформе изучения и просвещения своего собственного народа и своей собственной страны, а на последующем этапе — и стран Латинской Америки, неся различные достижения, уже известные к тому времени в различных отраслях науки и знаний.
Названная организация была одним из самых первых объединений закрытого типа в Европе, целью которого было продвижение достижений науки в экономике и в общественной жизни. Сейчас мы назовём такую организацию «лоббистской научной организацией», ставящей перед собой задачу непосредственно влиять на правящий класс.
Учитывая то обстоятельство, что во главе этой организации были люди, которые сыграли ту же роль для испаноязычного мира, что Дидро и Руссо для Европы в целом, то можете себе представить, насколько амбициозны и масштабны были задачи этого общества, которое использовало все достижения передовых знаний того периода для глубоких преобразований в Стране Басков и Наварре.
Члены этого общества разбросаны по всему миру, но все они занимают (согласно их научно-этическим нормам и принципам) такую позицию в науке и в научном анализе, что надо обогащать науку и культуру Страны Басков и, следовательно, всей Испании.
Это старинное академическое образование, которое было создано раньше, чем первый Московский университет (МГУ им. М.В. Ломоносова), остаётся влиятельным научным сообществом и продолжает организовывать научные программы, иметь высокие достижения как в науке, так и в науке и культуре в целом.
Автор этих срок стал членом этой организации в 1994 году, написав первый труд о Стране Басков на русском языке, который был представлен сразу к трём академическим наградам в Испании (на одну из которых он был выдвинут Институтом Мировой Экономики и Международных отношений — ИМЭМО), но в силу разных причин, среди которых основная — разность политических систем, высокое жюри отложило рассмотреть этот вопрос на следующий год — год, когда пал СССР.
Я горжусь членством в этой организации и продолжаю исследование истории и истории науки в Испании и в Стране Басков, в частности.
В заключение хочется сказать, что изучение истории организациями, занимающимися исторической памятью, во всём мире играет важную роль в общественной жизни. Они остаются важным камертоном, на который ориентируются многие партии и общественные организации в процессе принятия ответственных политических решений.