В 1989 г., когда верные чада церкви праздновали конец богоборческого периода и победу над ним, о. Илия прибыл в Оптину Пустынь. Это было благословение Патриарха Московского и Всея Руси Пимена (Извекова), который конце своего правления решился канонизировать Св. Патриарха Тихона. Общество было в шоке!
Те, кто знает историю русской церкви, понимают, что именно Св. Патриарх Тихон поднял знамя борьбы против безбожников и предал их анафеме. Его линию продолжали как могли первосвятители, но Патриарх Пимен был одним из ярких вождей противостояния и «духовной брани». Именно Святейший в конце жизни указал нам на о. Илию, потому что знал его духовную силу.
Прибытие старца в руинированный монастырь и его молитвы повлияли на насельников и возрождение обители, которое казалось тогда невозможным. Сегодня мы видим это возникшее из тлена чудо, и это далеко не единственное духовное деяние старца.
Я имел честь быть представленным игумену о. Илии в начале 2000-х. Произошло это так: мы с семьёй решили начать реставрацию храма, построенного нашим предком в его имении в Орле, и прибыли туда в 1995 г.

Там было много искушений и сложностей, период был непростой, да и регион считался «красным поясом». В те времена чтобы потомки сами начинали процесс возрождения фамильного храма, — такого ещё не бывало. Местные прихожане и патриоты, видя, что мы терпим трудности, посоветовали обратится за благословением к о. Илии, поскольку старец был родом из Орловской области.
Я нашёл знакомых из администрации в Оптиной пустыни и начал переговоры. Оказалось, попасть на приём к старцу было очень не просто. Наконец, дата приёма была установлена, и время тоже.
Я отправился в Оптину из Москвы на автомобиле и взял с собой 9-ти летнего сына Михаила. При проезде через ворота обители, оказалось, что на номер машины был выписан пропуск. Затем мы прошли проверку документов при входе в братский корпус, там сидел офицер спецслужбы. Ещё один кордон нас ждал прямо на этаже, где жил старец, там сидел насельник у небольшого столика и сверял пропуска. Последняя проверка прошла прямо в комнате, где жил схиигумен.
Наконец, мы вошли и сели за стол. Вышел Старец. Он был тихий, милый и совершенно отрешенный от того, что его охраняли. Я завёл разговор о том, что мы начали реставрацию усыпальницы и церкви, что хотим взять фамильную крепость в аренду и начать её восстанавливать.
Старец сидел молча, кивал головой и, казалось, о чем-то думал. Вдруг он заговорил и стал вспоминать, как будучи отроком, вместе с крестьянскими ребятишками, побежал к опустевшей усадьбе, находившейся неподалёку. Помещики уехали недавно, и усадьба стояла в запустении, с заколоченными окнами, но грабить её население не решалось, не понимая, какой у неё статус. Вдруг в одночасье все селяне осознали, что пора — это можно сделать и вся деревня дружно занялась разделом барского имущества. «И я побежал с ними, взял один стул и отнёс его домой» — вдруг сказал старец — «грех на мне».
Я был потрясен!!! «Да что вы отче! — воскликнул я, — да вы святой!
«Они всю страну разворовали и пока ни один человек не покаялся». Лицо старца было детским и таким расстроенным. Вдруг брови его нахмурились. «А ведь это все он, всю страну искушению подверг, изверг рода человеческого». Тут я понял, что старец из «тихоновцев».
Речь шла об Ульянове (Ленине), которого так называли в церковных общинах правого толка. Наш разговор вошёл в доверительное русло. В конце я попросил старца дать мне благословение, но письменное, чтоб я мог его опубликовать.
У меня была фотография о. Илии и я попросил написать что-то на обороте. О. Илия взял лист простой бумаги, аккуратно обрезал его по периметру в размер фотографии, написал на нем авторучкой благословение и прикрепил бумагу к обороту фотографии канцелярскими скрепками. Движения его были быстры, аккуратны и точны, видно было, что старец абсолютно контролирует свои поступки и мысли. Передав мне бесценный документ, он вдруг спросил: «А зачем вам ваша имение-крепость, ведь вот придут опять коммунисты и все отберут?» Глаза его святились при этом неземной улыбкой. «А мы военно-исторический музей фамилии там сделаем, зачем нам имение?». Старец тихо засмеялся и в этот момент из-за шторы выглянули два здоровенных монаха, которые тоже откровенно улыбались. Они сидели там всю беседу и, видимо, слышали наш разговор.
Атмосфера стала совсем тёплая, семейная. Мы засобирались, старец благословил меня на реставрацию, а сына благословил на военную службу.

Прошли годы, я опубликовал благословение Святого старца в своей книге «Фельдмаршал» (Орел, 2008, стр. 273), которую издали в Орле за счёт области. Старец стал духовником Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Церковь наша почти восстановлена (см. фото) и там идут службы. Михаил стал первым причастником при открытии храма, он вырос, прошёл военную службу в ВДВ, сейчас — студент-архитектор, магистратура МАРХИ. Крепость правда, пока стоит и не реставрируется, но благословения старца Илии неотвратимы…

А.Н.Каменский, художник-реставратор Московской Патриархии (1976-2001)