Развернувшаяся в российской и зарубежной прессе дискуссия о перспективах образования не случайна. Пандемия перевернула все критерии социальной жизни, включая главный: предназначение человека на этой Земле.
Отголосками глобальной дискуссии о пересмотре места и роли Человека является начавшаяся дискуссия о перспективах трудоустройства, и каковы первопричины российского образования. Вопрос ставится просто: нужно ли образование как таковое в условиях Четвёртой Технологической революции? А, может быть, вообще без него обойтись?
И что вы думаете, всё больше раздаётся голосов о том, что образование в его классическом виде уже не так востребовано сегодня в условиях начавшейся Интернет-эпохи! В связи с этим очень показателен разговор в прессе о том, насколько сейчас актуален диплом как критерий при поиске сотрудника и приёме на престижную работу.
Исследования в этой сфере показали, что более чем в половине случаев (по крайней мере, при приёме на работу на престижные высокооплачиваемые места) людей берут либо вовсе без дипломов об окончании ВУЗа (обходятся глубоким тестированием /собеседованием или проводят через многоступенчатый профильный экзамен, предлагая испытательный срок не менее года), либо, в 80% случаев при приёме на работу, помимо документа об окончании ВУЗа требуют специальной проверки (экзамен, тест, многопрофильное собеседование) по 3-4 направлениям, по которым специализируется данное предприятие или фирма.
Среди пяти ведущих банков со 100% иностранным капиталом, работающих с физическими лицами на территории Российской Федерации, при приёме на работу даже на низшие оперативные должности кандидат проходит стажировку, не подписав ещё постоянного трудового соглашения, но с испытательным сроком не менее 60 месяцев, из которых не менее трети в позиции ассистента – человека, занимающего должность, на которую и претендует кандидат.
Другими словами, кандидат в сотрудники должен всесторонне пройти обкатку своей будущей профессии и все «шишки» набрать ещё в роли ученика. Причём заметьте, у него при этом есть диплом государственного образца об окончании профильного ВУЗа, и он обязательно должен был пройти не только собеседование с начальников управления кадров и профильного департамента, но и внутриведомственный экзамен, в том числе и на лояльность банку.
В настоящее время диплом как таковой резко потерял своё прежнее значение. Если у человека нет необходимых для работы знаний, никаких дипломов и прочих бумажных аргументов ему будет недостаточно.
Единственное, что вызывает недоумение и оторопь, особенно у большинства населения города Москвы – это большое количество иностранцев в районных медицинских учреждениях, включая районные поликлиники, где невооруженным глазом видно, что у новоявленных специалистов хоть и наличествует диплом об окончании медицинского ВУЗа, а знаний ноль.
Человек, поступающий сегодня в ВУЗ, теряет к моменту его окончания по принципу морального устаревания как минимум пять лет в своём интеллектуальном багаже знаний. Особенно это касается технических и специально-технических ВУЗов, таких как медицинские и технологические университеты («Бауманка», в США – Массачусетский технологический институт). Большинство нобелевских лауреатов по экономике, физике и другим специальностям (химия, литтература и т.д.) всё больше высказываются в пользу дистанционного, но при этом тьюторского образования.
Так, например, в Испании самый востребованный и многочисленный университет – это университет дистанционного обучения, созданный ещё в начале 1990х годов известным поборником идеологии дистанционного образования как образования XXI века проф. Алехандро Теана Феррером, который впоследствии даже номинировался на пост премьер-министра Испании, но принял решение (и оно, скорее всего, было самым верным) остаться в своей избранной профессии – организатора науки. Ныне он занимает позицию Госсекретаря министерства образования – замминистра образования в правительстве Народного единства во главе с Педро Санчесом.
Я, как человек с 4-летним опытом педагогической работы и 46-летним опытом научно-педагогической работы, проработавший 25 лет в одном ВУЗе, могу сказать, что практика чтения лекций и занятий по одному и тому же учебнику может быть верна только в одном случае: если речь идёт о производстве хлеба на хлебозаводе. В том ВУЗе, в котором я преподавал, это было актуально, потому что он не только разрабатывал в промышленном масштабе технологию выпечки хлеба, но даже стал автором изобретения порошка для изготовления молока, за что профессор этого ВУЗа стал Героем социалистического труда и носил две золотые звезды Героя.
По моему мнению, диплом нужен только в тех профессиях, где необходимо, чтобы регалии, титулы и прочие достоинства прибавляли вес и значение для данного предприятия или учреждения. Во всех остальных случаях важнее, чем знания, не может быть ничего.
Приведу пример. Я знал как минимум пять выдающихся учёных, в том числе Б.М. Болотина и Хоана Висенса, которые имели мировые имена в науке и своей специальности, но у которых не было званий и титулов, да и должности-то у них были весьма скромные. Но, тем не менее, их знаниями до сих пор пользуются самые авторитетные институты, учёные и авторы.
Вот только если отменить дипломы вообще, начнётся хаос. Поэтому здесь нужно быть чрезвычайно осторожным, и подходить к вопросу индивидуально и взвешенно. А делать упор всегда нужно на знания: не только специальные (условно говоря, как открутить гайку), но и фундаментальные. Именно последние сейчас выходят на первый план. В нашей недавней статье мы обращали внимание читателей на избирательный подход крупнейших магнатов мира и то, что они отдают предпочтение тем, кто обладает широкими фундаментальными знаниями, даже в таких узко специальных вопросах, как инвестиционные программы по миру.