Исходя из обсуждения текущего состояния онлайн образования и его перспектив в Кремле, выяснилось, что эта сфера была и останется дополняющей текущий образовательный процесс, но в обозримом будущем не станет основной. «Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит и вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию«, — сказал в начале совещания В. Путин.
Более того, он дал понять, что результаты перевода образования в онлайн вызывают серьёзные сомнения. «Нужно объективно оценить результаты, в начале следующего учебного года обязательно организовать контроль полученных за этот период знаний. При необходимости выделить дополнительное время на то, чтобы повторить пройденный материал, закрыть пробелы, закрепить материал«, — уточнил президент.
Это не может не радовать, хотя традиционные формы образования отстояли своё место под солнцем во многом благодаря тому, что «информационная инфраструктура большинства вузов оказалась не готова к полному переводу учебного процесса в онлайн» (В.Н. Фальков).
Известно, что обучение несёт в себе не только образовательные, но и социальные функции. Большинство преподавателей ждёт-не дождётся конца изоляции, чтобы снова переступить порог своего учебного заведения. Это подтверждается и данными опроса преподавателей МГУ, где 96% преподавателей перешли на дистанционную работу.
«87% преподавателей считают, что занятия по их курсам всё‑таки лучше проводить в очном формате, и 67% преподавателей не соглашаются с тем, чтобы в будущем семестре лекции, семинары были в основном в онлайн‑формате«, — рассказал ректор МГУ В. Садовничий.
Ожидается, что в сентябре 2020 года школьники и студенты придут за парты и возобновят обучение в обычном формате, хотя гарантий этого пока не даёт никто — всё будет зависеть от распространения коронавируса. Да и санитарные требования к возобновлению обучения ещё предстоит разработать (вероятно, будут и маски, и дезинфекция, и рассадка через одного).
Что касается дистанционного обучения в дополнение к очному образованию, то оно будет продолжено в рамках дистанционных курсов лекций, дополнительных занятий с отстающими учениками и обмена опытом между преподавательским составом. В ближайшем будущем будет выпущен стандарт для онлайн-курсов и определены формы поддержки их создания.
В целом, программа стимулирования внедрения онлайн-образования получит более чёткие контуры осенью 2020 годы, после заседания Госсовета.