Во времена татаро-монгольского ига русские люди сохранили свою идентичность благодаря церкви, и освободились от него именно благодаря благословению святых проповедников. Вспомним св. Сергия Радонежского. Украинцам помогло остаться православными украинцами то, что казаки возили архиепископа в обозе и защищали его, пресекая так попытки ополячивания и окатоличивания осколков Киевской Руси. Православные подданные Османской Империи сохранили свою национальную идентичность благодаря своим автокефальным церквям. Первым, кто пострадал от восстания греков 1821 года, был архиепископ — его повесили, а тело отдали на поругание.
Но все эти православные иерархи смогли спасти свой народ только благодаря тому, что имели позицию, отличную от официальных властей. Они стояли за правду, за свою позицию. Не в силе Бог, а в правде.
Папа Римский увещевает западных правителей и вершит судьбы. Французские епископы борются с правительством за свою Веру и паству через суды и митинги. Греческая, сербская, грузинская и прочие автокефальные церкви выводят людей на улицы, отстаивая христианские ценности. У нас этого нет.
Очень жаль, что сегодня мы не слышим голос церкви, кроме голоса Патриарха Кирилла, который зачастую повторяет то, что говорит президент страны. Очень жаль, что другим запрещено выражать своё мнение. И особенно жаль, что за самовыражение ярких представителей церкви отлучают от неё. Церковь не должна быть немой, она должна присутствовать в реальной повседневной жизни.
29 декабря 2020 года епархиальный суд города Москвы принял решение об извержении из сана о. Андрея Кураева. Соответствующий документ висит на официальном сайте. Здесь говорится о том, что «заштатный клирик» больше не является протодиаконом и не может участвовать в литургии. Формальной причиной является критика о. Андреем коллеги — усопшего протоиерея о. А. Агейкина, но отмечается, что претензии к Кураеву были сформулированы ещё в 2015 году, когда ему было вынесено предупреждение дисциплинарной комиссии.
Сам о. Андрей уверен в том, что гонения на него начались в 2012 году, когда он, выражая свою позицию, критиковал официальное руководство. Нынешнее извержение из сана — это логичный конец в целой серии запретов, начиная от преподавания в МГУ и Московской Духовной Академии и заканчивая публицистической деятельностью и служением в церкви.
В своём ЖЖ бывший протодиакон назвал случившееся «каноническим убийством», а официальный документ — «некрологом про самого себя».
Вспоминается то, как на лекции о. Андрея в МГУ собирались полные залы. Его живая проповедь приводила к церкви немало людей, именно потому, что у него была своя позиция и искреннее суждение о нынешней жизни. Жаль, что Русская Православная Церковь лишила себя такого человека.
Молчание и уход «активистов» — это то, что подорвёт её позиции гораздо больше, чем критика отдельных членов РПЦ.