«В сознании современного советского человека тема смерти уходит на периферию сознания, — ещё до пандемии говорил покойный протоиерей Димитрий Смирнов, — Он даже заменяет слово «смерть» словом «случилось», боясь произнести слово «смерть», чтобы она не материализовалась в его жизни».
Но не только в постсоветской России, а и в никогда не бывшей советской Западной Европе люди стараются бежать от осмысления конца земного существования, и по этой причине… лишают смерть её светлой, духовной стороны.
Такие же мысли мы встречаем у представителя католического духовенства. Епископ Парижа Мишель Оупетит в своём интервью французскому изданию Figaro рассказал о том, чего лишается современный француз в своём сытом бездуховном пространстве. Более того, о. Оупетит написал книгу «Смерть», которая, по мнению священнослужителя, поможет его пастве пережить времена пандемии коронавируса, обострившие и без того серьёзную духовную проблему. Эти размышления тем более интересны, что в своей светской жизни он в течение 10 лет был практикующим врачом, и личный опыт позволил пастырю соединить медицинские и теологические знания.
«Самое страшное из богохульств — предать смерти во имя Бога», — так комментирует парижский епископ ритуальное убийство французского учителя представителями радикального мусульманства. Он молится перед Богом за обоих — за жертву, вверенную Богу, за убийцу, чтобы Господь его помиловал.
Но не только эта смерть противоестественна, противоестественна любая смерть. «Мы созданы для жизни, — уточняет о. Оупетит. — Мы идем к Богу не для того, чтобы успокоиться, из страха смерти, но из желания жить, потому что мы жаждем через всю радость, всю красоту этой земли, перейти к большей радости и красоте, которая пребывает во веки веков».
Как пояснял несколько ранее о. Димитрий Смирнов, когда человек зарождается, Бог вкладывает в него бессмертную душу со своими особенностями, с генетикой предыдущих людей, начиная от Адама. У японцев и поныне день рождения — это день зачатия. Затем проходит короткий земной путь (зачатие, рождение, взросление, старость) человека, и он переходит в Вечность. Собственно смерть — это когда человек переходит из одной стадии в другую, из земной в небесную.
Наши предки (предки всех народов) верили в загробную жизнь всегда, и лишь в атеистические времена эта вера исчезает, из-за чего смерть представляется самой большой бедой, которая может настигнуть нас на нашем коротком земном пути. Но одновременно в ряде случаев у людей появляется желание ускорить эту самую смерть: будь то самоубийство или врачебная «помощь» (эвтаназия), или другие проявления распространения «культуры смерти».
«Нельзя красть у людей тайну их смерти, — так говорит о. Оупетит. — Столько всего происходит в последние мгновения жизни человека на Земле! Я часто видел примирение в семьях, прощение друг друга». Но он сокрушается о том, что негативные явления будут только усугубляться в будущем, привлекая всё новых и новых адептов.
«Страх западного человека перед болезнью и смертью берет свое начало в практическом атеизме, — говорит епископ. — Если Бога для нас больше не существует, если надежда на Вечность покинула наше сознание, то у нас остается лишь земная жизнь, которая мало-помалу сужается к нашей способности к наслаждению. Здоровье становится тогда высшим благом, которое узаконивает все жертвы».
Так и пандемия коронавируса, которая лишает нас свободы во всём; она ещё больше украла у людей от таинства смерти и отяготила их переживания. Мы знаем и по Москве, и по другим странам, что стало невозможным похоронить покойника по-человечески и совершить достойный его духовный ритуал. «Смерть в черном» — траурная одежда, погребение, сменилась «смертью в белом»: больницами, профессионалами, кремацией. Нужно, чтобы тело поскорее исчезло… Но забота о теле, переживание этого столь болезненного и драгоценного «прощания» — важнейшая помощь человеку в его скорби».
Сегодня много говорят о последствиях пандемии для психики человека. Ожидается, что каждый третий выйдет из неё с психическими проблемами. Но сколько тысяч людей, которые по распоряжениям властей, навеянным сторонниками «культуры смерти», не смогут преодолеть боль утраты и то, что они не были с любимым человеком в его последний час? Эпоха пандемии сделала смерть невыносимой.