Многое зависит от персоналий. Были в истории и есть сегодня такие деятели церкви, которые активно влияют на международные отношения.
На этот раз всему миру продемонстрирована действенная роль Папы Франциска I — главы Римско-Католической церкви — как эффективного миротворца. По сути дела, с его помощью завершился острый этап конфликта в Южном Судане, который длился несколько десятков лет.
Нет ничего удивительного в том, что глава Римско-Католической церкви решает вопросы войны и мира. Удивительно то, что он добивается конкретных результатов. Нельзя снимать со счетов место и роль церкви в решении глобальных задач. Наряду с проблемами глобального экономического развития, в повестке дня — решение вопросов войны и мира в целом ряде регионов. Понятно, что везде и всегда в основе любых конфликтов — межконфессиональных, межэтнических, демографических — лежат экономические интересы отдельных групп.
Мы понимаем, что полностью разрешить этот конфликт средствами церкви невозможно. Он чересчур завязан на глубинные экономические интересы, в которые вовлечены крупные экономические силы. Но его острый, так называемый «горячий» период завершён, и конфликт перешёл в фазу снижения конфликтогенности. Уже наметилась перспектива выхода из конфликта путём приведения к общему знаменателю интересов сторон.
Всегда в запутанных, сложных региональных (и не только) конфликтах должны сыграть свою роль посредники — те силы, которые сажают за стол переговоров непримиримые стороны, включая в процесс свой непререкаемый авторитет и вес в мировом сообществе. Как мы знаем, в наш бурный и конвульсирующий век таким непререкаемым авторитетом, к сожалению, обладают немногие. Этот авторитет распыляется и растрачивается иногда по пустякам.
Авторитет Папы Франциска как миротворца чрезвычайно высок. Авторитет церкви как католической, так и любой из христианских конфессий, всегда должен быть направлен в первую очередь на разрешение конфликтов, где главным содержанием становится силовое противостояние. И церковь, как никакой другой организм, всегда выступает против насилия и за мирное разрешение противостояния. Так должно быть всегда, так должно быть везде.
С момента прихода на Святой Престол, понтифик предпринимает чрезвычайно усердные и целенаправленные меры на предприятие именно таких усилий, которые бы были значимы и заметны для всего прогрессивного сообщества. Такой вехой в его деятельности было и начало межконфессионального диалога на встрече двух главных участников мирового конфессионального сообщества — Святейшего Патриарха Кирилла и главой Римской-Католической церкви, ознаменовавшееся личным общением во время саммита в Гаване (Куба).
Видна линия главы Ватикана, направленная на неизменное поднятие авторитета глав конфессий (не только Римско-Католической церкви) в разрешении силовых противостояний по всему миру. Совсем недавно прошла встреча в ряде арабских стран Папы Франциска с главами мусульманских общин. На весь прогрессивный мир произвело впечатление обращение понтифика к муфтиям и имамам арабского мира с призывом к поиску форм замирения между христианами и мусульманами во всем горячих точках Земли.
Последний визит Папы в Рабат (Марокко) показал, что понтифик не только ставит задачи по разрешению конфликтных ситуаций, но и, прямо скажем, их решает самым что ни на есть естественным способом путём использования своего авторитета и прямого обращения к главам мусульманских общин.
Ни для кого не секрет, что именно в арабском мире (а точнее, в мире Ислама) сегодня зарождаются главные события, источниками которых является радикальный Ислам. Понтифик совершенно справедливо и недвусмысленно заявляет о том, что постоянный интерес к диалогу с Исламом должен быть сегодня в повестке дня любого лидера или государственного деятеля.
На днях прошла информация о том, что понтифик собрал в Ватикане лидеров противоборствующих группировок Южного Судана — одного из самых затяжных и кровавых конфликтов на Земле, за которыми неизменно стоят лидеры мировых держав. Прекрасно осознавая, что конфликт носит ярко выраженный экономический характер: нефть, золото, полезные ископаемые, он призвал всех участников конфликта к замирению, и, что интересно, взял с них слово сложить оружие и прекратить кровавые распри. Назвав их братьями и сёстрами (в числе присутствующих была женщина — лидер одной из группировок), он по обычаю, присущему главе Римско-Католической церкви, целовал им ноги в преддверии Святой Пасхи, что символизировало одновременно высокое значение церкви как миротворца (надо преклоняться даже перед противником, если от того требуется спасение жизней), и главенство авторитета католиков в мире по части решения мировых конфликтов, когда даже Совбез ООН зачастую не способен на это.
Символическое целование ног южно-суданским повстанцам нисколько не умаляет вес и значение Престола Святого Петра. Наоборот, это символическое действо, которое означает для всего мира и власть предержащих (от лидеров великих держав до глав конфессий), что ничто иное, как чистая совесть и высокие помыслы должны превалировать в таких важных вопросах, как спасение человеческих жизней и спасение души. Если человек верит в высокие идеалы, которые он сам и провозглашает, то он не останавливается ни перед чем для их достижения. Папа Франциск такой, какой он есть, и пока никого другого на этом поприще мы не наблюдаем.