Сегодня мы живём в эпоху разобщения христианского мира, которое спровоцировали очевидные противники Христа — любое разобщение ослабляет Его Церковь. И было бы естественно преодолеть разобщение объединением усилий православной и католической церквей, которые какое-никакое, но имеют влияние на государственных деятелей. Но есть ли у них воля пойти по такому пути и будет ли это иметь успех?
С одной стороны, вселяет надежду встреча в Даниловом монастыре, состоявшаяся между Патриархом Кириллом и кардиналом Маттео Дзуппи, назначенным Ватиканом заботиться о мирном урегулировании на Украине. Визит посланника Папы Римского, президента Итальянской епископальной конференции завершился 30 июня.
Архиепископ Паоло Пецци накануне сказал: «Христианская вера знает путь примирения и прощения, ей известны свидетельства мира, живущего в сердцах людей, в семьях, среди народов», и потому ожидалось, что встреча иерархов обнаружит скрытый от других потенциал.
С другой стороны, церкви слишком зависимы сегодня от светской политики стран, в которых христианское население составляет большинство.
Радует то, что переговоры 29 июня 2023 года начались не с актуальных противоречий, а с единой позиции не допустить общеевропейской и общемировой войны. Усевшись друг напротив друга в зале заседаний Московского Патриархата в окружении сотрудников и переводчиков, два представителя Церкви обсуждали необходимость «объединения всех сил мира для предотвращения крупного вооруженного конфликта».
Таков путь, намеченный для посланника в Ватикане. Он «заключается в выявлении и поощрении гуманитарных инициатив, которые позволят начать путь, который, как мы надеемся, приведет к столь желанному миру» (это не мои слова, но цитата из выступления архиепископа Джованни Д’Аньелло по итогам переговоров). Миру, который воцарится благодаря Церкви.
Но в фокусе внимания всё же была разделившая христианский мир спецоперация на Украине (СВО), от неё не уйти. «Гуманитарные инициативы» также «крутились» вокруг текущего конфликта, это были новый обмен пленными, инициативы по поддержке беженцев и лиц, скрывающихся от правосудия из-за СВО, притеснения Московского Патриархата, а также дети из ДНР и ЛНР, которые были перемещены из своих родных домов в РФ.
Помимо разных точек зрения на собственно конфликт на Украине, православных и католиков разделяет «детский вопрос», касающийся почти двух десятков тысяч детей, вывезенных с украинской территории. Патриарх лично встречался с этими детьми в рамках гуманитарной миссии «Дети Донбасса в гостях у Патриарха» и имеет точку зрения, отличную от католических иерархов, солидаризирующихся с Европейским судом. Католики считают, что эти «дети войны» — заложники СВО, а не спасённые от войны малолетние беженцы.
Патриарх Кирилл рассказал посланнику Папы о гонениях, которым подвергаются на Украине служители Московского Патриархата после разделения церквей. Собственно, и ранее Папа Римский Франциск брал на себя труд воздействовать на изгнание монахов УПЦ из Киево-Печерской лавры, которое считал недопустимым.
Визит кардинала Дзуппи не ограничился обменом мнениями с Патриархом Кириллом. Во время своего визита он провел переговоры с советником президента по внешней политике Юрием Ушаковым, с уполномоченным по правам ребенка Марией Алексеевной Львовой-Беловой и встретился с католическими епископами в нунциатуре, и лишь в заключение обсудил проблемы с РПЦ. А в начале июня посланник побывал в Киеве и узнал позицию украинской стороны, которую попытался донести до русских коллег.
Каких-либо заявлений о том, что изначальная позиция Ватикана изменилась по итогам визита и сбора информации, сделано не было. Складывается впечатление, что каждый остался при своём.
Если Церковь будет лишь переговорщиком политических сил, разве она сможет наметить путь к миру? Её сила в проповеди и молитве, а не в обсуждении доступных ограниченному взору политиков «мирных инициатив».
Во время пребывания в России кардинал Дзуппи преклонил колени и совершил молитву перед иконой Владимирской Божией Матери — одной из самых знаменитых православных икон. Этот образ — Умиление, созданный рукой евангелиста Луки, особенно чтит католический мир, его можно встретить во многих европейских католических храмах. Пожалуй, именно это молитвенное событие таит в себе самый большой потенциал единения сил двух церквей во имя мира.
Образ Пресвятой Богородицы Владимирской прибыл в Россию из Византии в XII веке. Его подарил князю Киевскому Юрию Долгорукому Константинопольский патриарх Иоанн IX Агапит для укрепления Веры славянских народов, и с тех пор Образ сохраняет страну. Первое упоминание о чудесах Владимирской Божией Матери относится к победе над волжскими болгарами 1164 года. Позднее икону перевезли в Москве, и молитва образу спасла город от татарских полчищ в 1451 и 1480 годах.
Во время службы в католическом Соборе Непорочного зачатия в Москве кардинал Дзуппи признался, что заботу о своей мирной миссии он доверил Владимирской Богородице, «чтобы Ее нежность к израненному и страдающему человечеству помогла нам искать путь мира с умом и мужеством».