В России 02-04 декабря 2016 года в рамках книжной ярмарки «non/fiction» состоялся Международный литературный фестиваль нового типа под названием Живое слово: Post—Babel Condition». Мероприятие прошло при поддержке Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция», Французского института, Гёте-института, Института Сервантеса, Греческого культурного центра и др.
Стиль фестиваля относительно новый для нас – это слэм. Формат уже существует в Европе и называется говорящий вид (Spokenword). Приходить на такие мероприятия стоит либо если Вы открыты любым новым формам современных поисков, включая не приличные для обсуждения темы, либо если Вы любите конкретных поэтов-участников.
Поэтический слэм (англ. slam-poetry) – новое направление культуры, возникшее в США в 1980е годы. Он представляет собой чтение стихов поэтами в течение отведённого каждому из них времени, часто соединённое с эпатажем в стихах и декламации. Предполагает либо новую форму презентации стихов на публике, либо даже новый вид «живой» поэзии (spoken word).
На площадке Электротеатра Станиславский встретились поэты России, США, Франции, Германии, Швейцарии, Испании, Норвегии, Колумбии и других стран, более традиционной и совсем не традиционной школы: Рубен Дарио Флорес Арсила, Ольга Седакова, Урсула Рукер, Пилот Ле Хот, Анн Коттен, Андрей Родионов, Герман Лукомников, Лев Рубинштейн и другие. Как сказал Рубен Дарио Флорес Арсила, «это – радость общения на основе прекрасных образов поэзии».
Впрочем, общение этих поэтов происходит не впервые, они давно знакомы между собой. Г. Луковников, например, уже принимал участие во Всемирном слэме в Париже. Так что, хотя России ещё не приходилось быть местом таких Международных фестивалей, но российские деятели уже становились их участниками.
Каждый поэт читает свои произведения на родном языке в свойственной ему манере, с более или менее активными жестами и звуками. Перевод отражается на стене за спиной выступающего. Это больше, чем декламация, это перформанс. Театр одного актёра в продолжение около получаса.
По своей сути, как следует из объяснения одного из организаторов Фестиваля Ксении Голубович, это дань мультикультурализму, отражающая «поствавилонское состояние». По её мысли, Вавилон объединил народы, но затем они снова распались на разные группы и требуют нового объединения. Также «это поиск формы для публичного существования поэзии, — сказала Ксения Голубович, — Почему живое слово? Поэт себя чувствует как живой организм. Всё событие происходит внутри организма. Живое слово на публику производит особенно сильное впечатление».
Продолжение следует… В следующем 2017 году Post-Babel повторится в России. У организаторов самые серьёзные намерения.
Источники: Rsl.ru