NASA и Lockheed Martin разрабатывают технологию бесшумных сверхзвуковых самолетов, избавленных от оглушающего хлопка при преодолении звукового барьера. В рамках проекта NASA опубликовала «первые» снимки сверхзвуковых ударных волн, которые помогут достичь этой цели.
Более 10 лет NASA и Lockheed Martin работают над созданием нового поколения коммерческих сверхзвуковых самолетов. Одна из самых сложных проблем, которые необходимо решить, — это оглушающий хлопок, возникающий при преодолении скорости звука. Если удастся снизить шум до легкого гула, то это снимет текущие ограничения на сверхзвуковой полет на низкой высоте. А значит, по словам Lockheed Martin, позволит авиапассажирам путешествовать в любую точку мира в два раза быстрее, чем сегодня.
NASA и раньше делало снимки ударных волн, образуемых сверхзвуковыми самолетами, но они были не столь четкие. Новая технология аэрофотосъемки позволила исследователям зафиксировать в три раза больше данных в сравнении с предыдущими испытаниями, что сыграет ключевую роль в разработке тихой сверхзвуковой технологии X-59.
«Я в восторге от того, какими получились эти снимки», — говорит Дж. Т. Хайнек, ученый исследовательского центра Ames при NASA. «Мы никогда не мечтали, что это будет так ясно, так красиво».
Новые съемки позволили также увидеть взаимодействие ударных звуковых волн от нескольких самолетов.
«Что интересно, если вы посмотрите на задний Т-38, вы увидите, что эти ударные волны взаимодействуют по кривой», — комментирует Нил Смит, инженер-исследователь NASA. «Это связано с тем, что второй Т-38 летит вслед за ведущим самолетом, поэтому фронты имеют другую форму. Эти данные действительно помогут нам лучше понять, как взаимодействуют эти ударные волны».
Дэн Бэнкс, старший инженер-исследователь NASA, говорит, что самолет X-59 Quiet SuperSonic Technology X-plane в настоящее время находится в разработке в Lockheed Martin, и первые испытательные полеты его запланированы на 2021 год.
Он отмечает, что усовершенствованная фотографическая технология является «очень значительной» и позволяет ученым моделировать реальные ударные волны, а не полагаться на компьютерные модели, которые всегда содержат «некоторые погрешности».
«Мы видим здесь уровень физических деталей, который, я думаю, никто никогда не видел раньше», — говорит Бэнкс. «Просто глядя на данные в первый раз, я думаю, что все получилось лучше, чем мы представляли. Это очень большой шаг».