Представьте себе авиакомпанию, стоимость которой 1 рубль. Многие из нас с удовольствием сделали бы такую покупку у бизнесмена Александра Лебедева, но такие предложения делаются не всем. В 2013 году приобрести авиакомпанию по символической цене удалось группе компаний GHP Марка Гарбера (бывший член совета директоров ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз») и бизнесмену Сергею Кузнецову (брату основателя группы «ГУТА» и бывшему в момент покупки заместителем гендиректора «Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства»).
Продаже поспособствовали обстоятельства — Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта (AOC) Red Wings, летающего из «Внуково», и группу потребовалось срочно спасать новым инвесторам, которые тотчас заявили о планах сделать из неё новый лоукостер типа «Победа».
В 2015 году появились потенциальные заинтересованные покупатели из Росимущества и ВЭБ — «Ильюшин Финанс».
В 2015-2016 годах распространялись заявления о возможной перепродаже компании, хотя уже не по бросовой цене, ещё одному резиденту Лондона — Олегу Тинькову, но ситуацию удалось «разрулить» и всё вернулось на круги своя.
Амбициозные планы вскоре перестали афишироваться, совладельцы Red Wings прибавили ещё один авиационный актив — компанию «Нордавиа» в 2016 же году, и даже подумывали о слиянии её в Red Wings. Этого сделать не удалось, запретил антимонопольный орган, а после нажима со стороны мурманских властей и лично губернатора Марины Ковтун в июле 2017 года было принято решение о продаже Red Wings госкомпании «Ильюшин Финанс», которая до конца 2021 года овладела 99% акций.
Ставшую за время пандемии убыточной компанию (убыток 2 млрд рублей в 2021 году), по данным «Интерфакса», купил холдинг Сергея Чемезова («Ростех»), и она сразу воспряла, заняла достойное место в авиаперевозках. К империи в 2023 году должен прибавиться ещё один актив — грузовая авиакомпания Sky Gates Airlines (накануне был заморожен сертификат эксплуатанта и стоимость компании стала выгодной), что значительно укрепляет позиции авиационной империи Чемезова.
В отдалённых планах последнего — появление единого авиаконцерна, в который будут интегрированы ключевые предприятия авиационной отрасли (прежде всего, Объединенная авиастроительная корпорация, осуществляющая производство в России и за рубежом).
И, представьте себе, что на таком взлёте Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту оказания небезопасных услуг при перевозке пассажиров (ч. 1 ст. 238 УК России, до двух лет тюрьмы) из-за выявленных и устранённых проблем с перевозкой из Антальи! Подумаешь, что накануне было два таких случая между Екатеринбургом и Антальей, никто не пострадал, разве что один рейс пришлось компенсировать другой авиакомпанией, а пару других задержать. Но кто-то на них заявил, и выявились систематические нарушения…
Пока ведомство Александра Бастрыкина будет проверять действия команды Red Wings, поставившей в неудобное положение пассажиров и не обеспечившей безопасность полётов, компании придётся задуматься о проблемах: пересмотреть парк Boeing 777 и Sukhoi Superjet 100, выпускаемый модельный ряд (на днях «Аэрофлот» выразил желание купить в будущем «Суперджеты»), а также подумать о причинах задержек рейсов. Пока официальная позиция состоит в том, что нарушений не было.
Не верится, что Сергей Чемезов рассматривает продажу важной и успешной части своей империи, да и в компании узнали о происшествии из газет. Но авиаперевозчик демонстрирует своей историей, почерпнутой нами из открытых источников, что случайностей не бывает, одни закономерности.
Что-то как будто происходит вокруг Red Wings. На данный момент компания сообщила, что починила все проблемные воздушные суда и вошла в расписание, сотрудничает с СК РФ. Хочется верить, что всё позади.