Санкции убили МАКС. По крайней мере, в 2023 году

Уже месяц на сайте Московского международного авиационного салона (МАКС) не появлялось новостей, но люди, далёкие от внутренних проблем отрасли, и предположить не могли, что он после широкого анонса может не состояться в 2023 году ввиду больших планов России на импортозамещение до 2030 года. Однако в последние дни российские СМИ один за другим начали публиковать информацию о переносе юбилейного МАКСа на 2024 год из-за последствий спецоперации на Украине (СВО).

Проблема в том, что в десятку крупнейших авиакомпаний мира пока не входит ни один российский авиапроизводитель. Мы видим там два китайских (China Southern Airlines и China Eastern Airlines), а остальные родом из «недружественных стран», не жаждущих общения с РФ.

Заменить их не может ни  бразильская «Embraer», ни «Black Eagle» из Южной Кореи, и проведение авиасалона с партнёрами попроще снижает позиции авиасалона, ранее конкурировавшего с Ле Бурже, Фарнборо и ILA в Берлине.

Коронавирус ударил по авиасалонам, как и по всем площадкам для массового посещения. Но и тогда предыдущий МАКС был проведён. Санкции же в связи со спецоперацией на Украине (СВО) сделали то, что никто не мог и предположить, несмотря на статьи о тяжёлом положении российской авиации.

Виктор Кладов, директор по международному сотрудничеству государственного оборонного концерна Ростех, сообщил ТАСС, что выставка, «по всей вероятности», не состоится 25-30 июля 2023 года в Жуковском, а будет перенесено на 2024 год. Хотя в Минпромторге опровергли информацию, очевидно, что нет дыма без огня.

Виной всему малое число подтверждённых участников, проблемы с импортом подсанкционных запчастей и, возможно, участившиеся атаки дронов на российскую столицу и ближнее Подмосковье.

2022 год был трудным годом для российского авиапрома, и только ленивый не писал о том, что до 60% авиапарка пойдёт под разбор для поддержки полётов других судов. Укомплектация парка запланирована за счёт отечественных новых моделей Ту-214, Ил-76 и возможно, Ил-96, Sukhoi Superjet (увы, из западных комплектующих) и китайских C919 и CR929.

Согласно официальному плану, за 2022-2030 год в России появятся 1036 гражданских самолётов. В это пока верится с трудом, поскольку в прошлом году цифра оказалась 12, что на четверть меньше (10 SuperJet-100 и 2 Ил-76), чем в 2021 году.

Едва Россия задумалась поневоле от независимости её экономики от Европы, как стала всё больше ориентироваться на Китай. Раньше использовались схемы с европейскими авиапроизводителями — сейчас их сменили подрастающие китайские гиганты, новые партнёры для выпуска самолётов и запчастей.

Санкции убили МАКС, по крайней мере, в 2023 году. Но российский автопром убит раньше собственными менеджерами, для которых по-прежнему нет пророка в своём отечестве и которые сосредоточены лишь на том, как пилить бюджет.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку