Министр образования Швеции Лотта Эдхольм переводит учащихся с цифровых устройств на бумажные книги и тетради, а учителя и эксперты обсуждают плюсы и минусы.
С возвратом маленьких шведов с удалёнки в школу многие учителя стали делать акцент на работе с бумажными книгами, чтении в классе и практике письма ручкой, а также уделять меньше времени планшетам, самостоятельной работе с онлайн источниками и навыкам работы с клавиатурой.
Возвращение к традиционным способам обучения стало ответом на вопросы политиков и экспертов о том, привело ли гиперцифровое образование Швеции, включая внедрение планшетов в детских садах, к снижению базовых навыков.
Лотта Эдхольм, вступившая в должность министра образования 11 месяцев назад, была одним из самых ярых критиков тотального внедрения технологий.
«Шведским ученикам нужно больше учебников, — заявила Эдхольм в марте. — Бумажные книги важны для обучения».
В августе министр объявила, что правительство планирует отменить требование Национального агентства по образованию о повсеместном использовании цифровых устройств в дошкольных учреждениях. Министерство намерено пойти дальше и полностью прекратить цифровое обучение детей в возрасте до 6 лет.
Несмотря на то, что шведские учащиеся набирают больше среднеевропейских баллов по умению читать, свежее исследование «Прогресс в международном исследовании грамотности чтения» (PIRLS), выявило снижение грамотности шведских детей по сравнению с 2016 годом.
Средний балл четвероклассников Швеции снизился с 555 в 2016 до 544 в 2021 году. Тем не менее, их оценка по-прежнему ставит страну в один ряд с Тайванем, занимая седьмое место в международном рейтинге.
Для сравнения, возглавивший общий зачёт Сингапур за то же время улучшил свои показатели по чтению PIRLS с 576 до 587, а успеваемость в Англии незначительно снизилась с 559 до 558.
Некоторые проблемы с обучением, возможно, вызваны пандемией или отражают растущее число детей иммигрантов, которые не говорят на шведском как на родном языке, но чрезмерное использование гаджетов на школьных уроках может привести к отставанию молодёжи по основным предметам, говорят эксперты в области образования.
«Существуют чёткие научные доказательства того, что цифровые инструменты скорее ухудшают, чем улучшают процесс обучения студентов, — говорится в августовском заявлении о национальной стратегии цифровизации образования в стране Королевского института Швеции, весьма уважаемой медицинской школы.
«Мы считаем, что следует вернуться к получению знаний с помощью печатных учебников и опыта учителей, а не к получению знаний из интернета, которые не были проверены на точность».
Быстрое внедрение цифровых средств обучения также вызвало обеспокоенность агентства ООН по образованию и культуре. В докладе, опубликованном в августе, ЮНЕСКО выступила с «настоятельным призывом к надлежащему использованию технологий в образовании».
Доклад настоятельно призывает страны ускорить подключение к Интернету в школах, но в то же время предостерегает о том, что технологии в образовании должны внедряться так, чтобы они никогда не заменяли очное обучение под руководством учителя и обеспечивали качественное образование для всех.
Стокгольмская учительница Катарина Бранелиус говорит, что ещё до публикации итогов исследования она избирательно использовала гаджеты в учебном процессе.
«Мы используем планшеты для математики и некоторые приложения, но не задействуем их для написания текста», — сказала Бранелиус. Учащимся младше 10 лет «нужно время, практика и упражнения в правописании… прежде чем приступать к работе на планшете».
Онлайн-обучение — тема, горячо обсуждаемая по всей Европе и в других странах. Польша, например, только что запустила программу по обеспечению каждого ученика ноутбуком, начиная с четвертого класса, в надежде сделать страну более технологически конкурентоспособной.
В США пандемия также вынудила государственные школы предоставить ученикам ноутбуки. Однако цифровой разрыв всё ещё существует, поэтому американские школы используют как печатные, так и цифровые учебники. Там, где не все ученики имеют доступ к интернету дома, преподаватели предпочитают пользоваться оффлайн инструментами, заботясь о том, чтобы у всех был равный доступ к образованию.
Германия, богатейшая страна Европы, медленно продвигает онлайн образование. К тому же, каждый регион имеет свою учебную программу.
Чтобы противостоять снижению успеваемости Швеция в этом году инвестирует 62 млн долларов на закупку книг для школ в этом году и ещё по 45 млн долларов в 2024 и 2025 годах на ускорение возврата учебников.