По сообщению пресс-службы Санкт-Петербургского Университета (СПбГУ), 17 января 2017 года в его стенах прошла первая защита кандидатской диссертации по правилам самого Университета, получившем право присуждать собственные ученые степени от Президента РФ наряду с Московским Государственным Университетом (МГУ).
Аспирант Бахтиёр Алимджанов получил звание кандидата исторических наук, его диссертация об экономической политике России в Туркестане во 2-й половине XIX — начале XX века рассматривалась в открытом режиме международной комиссией. Но, по правилам СПбГУ, и после этого потребуется 3 месяца для общественной экспертизы на портале для окончательного подтверждения звания кандидата исторических наук.
Как рассказал культурно-политическому журналу «Э-Вести» пресс-секретарь СПбГУ Алексей Алексеевич Заварзин, один из двух ведущих вузов страны работает над возвратом международного авторитета к российским научным степеням и борется за качество образования в целом. Подробнее о методах и стратегических целях реформ университета читайте ниже.
ЭВ: Алексей Алексеевич, в мае 2016 года В.В. Путин своим указом дал МГУ и СПбГУ право защиты кандидатских и докторских диссертаций по собственным правилам. Скажите, пожалуйста, в чём состоит сущность нововведения?
Заварзин А.А.: Во-первых, это – возвращение к тому, что уже было, но на новом уровне.
Для университетов это важно по нескольким причинам. Прежде всего, с точки зрения международного контекста. Во всём мире ведущие вузы присуждают учёные степени по своим правилам и несут персональную ответственность за это присуждение. И то, каким образом Санкт-Петербургский университет разработал правила подготовки и проведения защиты диссертации на учёную степень, соответствует принятому во всём мире. Это снимает проблему признания диссертаций учёных, защитившихся в нашем университете. Не секрет, что в целом ряде стран существует проблема для людей, имеющих степень кандидата тех или иных наук, с тем, чтобы получить её признание и приравнивание к степени доктора философии (PhD), принятой в мире. То же касается докторских степеней и их признания. Это во многом было связано с тем, что процедуры проведения защиты различаются.
Второй момент – это наш внутрироссийский контекст. Не секрет, что за последние годы было много скандальных случаев выявления фактов защиты диссертаций, по своему качеству не соответствующих научному уровню; по сути они являлись плагиатом. Во многом это определялось стандартными процедурами, которые были приняты. Они недостаточно прозрачны и не позволяют осуществлять своевременный адекватный контроль качества. Поэтому наша задача сейчас – вернуть доверие к тем учёным степеням, которые присуждаются через процедуры максимальной открытости. Именно на это мы и пошли, получив соответствующее право.
ЭВ: Как на данный момент проходит защита диссертаций?
Заварзин А.А.: В настоящее время для того, чтобы защитить диссертацию в Санкт-Петербургском университете, необходимо представить диссертационное исследование, содержащее публикации автора или соискателя в реферируемых научных журналах – либо опубликованных, либо принятых к печати, что, в свою очередь, показывает качество проведённой работы. Под каждую диссертацию создаётся свой отдельный диссертационный совет. Раньше в рамках высшей аттестационной комиссии советы по защите диссертаций создавались на несколько лет при тех или иных научных заведениях, а теперь у нас совет формируется именно под каждую диссертацию, причем только из специалистов по теме данного конкретного исследования соискателя. Также среди них обязательно должен быть иностранный учёный, и представители разных российских учреждений помимо СПбГУ. Члены совета должны быть признанными специалистами и отвечать за решение своей репутацией.
Первая защита по новым правилам состоялась 17 января 2017 года. В составе диссертационного совета было 5 учёных, в том числе один иностранный, профессор Назарбаев Университета (Казахстан), ранее – выпускник и сотрудник Оксфордского университета. Российские учёные были представлены профессорами из СПбГУ и других вузов.
В рамках стандартной системы советов на каждую диссертацию назначается 2 оппонента, то есть, по большому счёту, с диссертацией знакомятся только двое учёных, а остальные по сути слушают их мнение. Теперь все члены совета обязаны ознакомиться с диссертацией, написать отзыв и принять участие в обсуждении в ходе защиты.
Важным моментом является то, что защита проходит на двух языках, на русском и английском. Это сделано для того, чтобы не только российское, но и мировое научное сообщество могло ознакомиться как с темой диссертации, так и с процедурой защиты, которая транслируется онлайн в сети Интернет.
Например, у меня не было возможности все 2 с лишним часа присутствовать на защите 17 января, часть времени я отслеживал её ход на своём iPad, смотря трансляцию. Это можно было сделать как на русском, так и на английском языках.
Получается, что в новой системе просто нет вариантов для каких-то нечестных действий.
ЭВ: Что собой подразумевает ответственность учёного репутацией, возможно, речь идёт о конкретных механизмах: санкциях или иных последствиях для учёного?
Заварзин А.А.: Именно академическая репутация является одной из ключевых ценностей, помимо интеллекта. Ведь если ты нечестен в своих действиях, то об этом узнаёт академическое сообщество и ты, по сути, становишься изгоем. Ты теряешь возможность работать, взаимодействовать с коллегами, соответственно, быть успешным в науке и профессиональной деятельности.
Поэтому ни о каких санкциях, вводимых университетом, здесь речи быть не может. Наша задача – организовать процедуру таким образом, чтобы не было даже возможности для нечестных действий.
ЭВ: Первая защита по правилам СПбГУ, состоявшаяся 17 января 2017 года, была посвящена изучению СНГ и включала в себя комиссию в пределах Евразии. Скажите, пожалуйста, региональное очертание задумано в рамках СНГ, или мы мыслим глобально и включаем Европу?
Заварзин А.А.: 17 января прошла первая защита в рамках уже изменённого законодательства, но для нас это не первая защита по этим правилам. Ещё в 2013 году СПбГУ в инициативном порядке сделал возможным защиту диссертации на учёную степень PhDСанкт-Петербургского университета. Она не являлась эквивалентом кандидатской диссертации, но мы ввели процедуру, которую сейчас используем для собственных защит кандидатских и докторских степеней в связи с изменившимся законодательством. Так вот, у нас уже прошло порядка 13 защит, и спектр членов диссертационных советов охватывал почти весь мир. Там были и коллеги из США, Европы, Японии.
Всё зависит от того, на какую тему защищается диссертация и где работают ведущие специалисты в этой области. По теме, которая защищалась 17 января, ведущие специалисты оказались в Казахстане и в России.
ЭВ: Я подозреваю, что всем вузам было бы интересно таким образом проводить защиты, ведь это открывает научные горизонты?
Заварзин А.А.: Безусловно. Если в предыдущей версии мы имеем из 25 в лучшем случае треть специалистов по теме защиты, а один-два из них является специалистов в твоей узкой области, то дискуссия может быть только с этими 1-2 учёными. Здесь же, когда совет включает в себя специалистов именно по изучаемой области, возникает интересная и плодотворная дискуссия. Если ты успешен, и хорошо представляешь тему, то ты сразу зарабатываешь репутацию в своём профессиональном сообществе. Хотя, безусловно, так защищаться сложнее.
ЭВ: Выражаясь современным языком, это ещё и мощный пиар. Но правильно ли я понимаю, что в международной практике система работает только для крупных вузов с высокой репутацией?
Заварзин А.А.: В большинстве развитых стран далеко не все вузы имеют право осуществлять PhD программы и, соответственно, присуждать степень. Я думаю, что Россия движется в этом направлении. Вуз должен качеством своих исследований завоёвывать право открывать программы аспирантуры и присуждать соответствующие степени.
ЭВ: Правильно ли я понимаю, что у выпускников более скромных вузов останется возможность поступить в аспирантуру, например, СПбГУ?
Заварзин А.А.: Высшее учебное заведение в небольшом городе эквивалентно, может быть, колледжу в западных странах, где люди получают базовое бакалаврское образование. После этого затем лучшие из них могут поступать в заведения следующего уровня, например, в магистратуру федеральных университетов, а в аспирантуру уже в СПбГУ. Вот это – перспектива настоящего, серьёзного развития образовательных проектов, обеспечения России высококвалифицированными кадрами.