Святой Максим Грек, который велел власти править богоугодно

Святой Максим Грек, который велел власти править богоугодно

3 февраля Русская Православная Церковь (РПЦ) прославляет Святого Максима Грека. Этот замечательный религиозный мыслитель жил в XV-XVI веках, его жизнь была тесно связана с Россией. Хотя почитание святого у нас начало распространяться сразу после его кончины в 1556 году, когда появились первые жития и иконы с его изображением, церковное руководство прославило его в лике преподобных только в 1988 году. Тому виной — твёрдая духовная позиция выдающегося богослова и философа, которой многие боялись и при его земной жизни, и после неё.

В своей критике власти святой Максим никогда не позволял себе спускаться до личностей. Однако она была направлена, в первую очередь, в жестокого царя — Иоанна Грозного, который в момент знакомства со святым решил развестись со своей первой бесплодной женой Соломонией. Максим Грек ответил категорическим отказом на развод: «Привязался ли еси жене, не ищи разрешения».

Предприимчивое духовенство быстро нашлось, как угодить царю. Максима Грека обвинили в ереси, порче книг, сношении с турецким правительством и заточили в Иосифо-Волоцкий монастырь. Но он и тут не сдавался.

Благочестивое царство украшает и ведет всегда к лучшему преуспеянию. Богодарованная премудрость благоверного царя, растворенная всякою правдою и кротостью, попеченьем о подчиненных и доброхотным расположеньем к нам.

Такую державу все окружающие ее соседние народы и любят и почитают за ее многую правоту и за справедливость православных князей и бояр, помогающих царю в управлении и судящих без мзды. С такою державою все соседние народы желают находиться всегда в мире

«Послание к православным правителям об управлении и о том, чтобы они судили богоугодно и вместе милостиво». М. Грек

С 1518 года, когда знаменитый на всю Европу богослов прибыл в Россию, и до 1525 года, когда он предстал перед своим первым судом, Максим Грек (в миру — блестяще образованный греческий аристократ Михаил Триволис) получил полное представление о великом церковном, богословском, духовном и нравственном упадке русского общества и Русской Церкви. Святой не только не был покорён царскими лизоблюдами, но решил возглавить церковную борьбу за очищение церкви от зла.

Злом было уже то, что в ответ на запрос Иоанна Грозного о признании величия Московского княжества церковные иерархи быстро нашли доказательства, что Москва — Третий Рим. Они делали всё, что было угодно деспоту, никогда не заступаясь перед ним за подданных и забывая о Боге. Духовная власть стала как бы отделом светской, которая обслуживала не столько дела Веры, сколько проводила пропаганду в поддержку государственных идей.

3 февраля — ещё одна памятная дата в истории России. В этот день 1564 году появилась опричнина, стоившая русским многих кровавых жертв. Пока царь Иоанн IV перекраивал русские земли и рубил головы их собственников, он просил церковь не связывать его рук.

Если поначалу во главе РПЦ стояли те, кто не соглашались с такой политикой и сопротивлялись ей (митрополиты Филипп, Афанасий, Герман), то вскоре нашёлся лояльный митрополит Кирилл.

Как символично, что это произошло уже после того, как в Троице-Сергиевом монастыре в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника скончался Максим Грек. Он делал всё, чтобы образумить зарвавшегося царя и воспитал своим примером целую когорту непокорных светской власти иерархов — «нестяжателей». Им противостоял мощный клан «иосифлян».

Не все поддерживали святого в борьбе против жадности церковных властей. Святитель Максим начал свой духовный путь в России с уважения всего московского общества, а в процессе гонений достиг низшей точки дискредитации и унижения. Однако своим трудом и примером Максим Грек вернул российскому обществу меру православной духовности и реформировал всю его российскую духовную и культурную жизнь. За что дважды попал под неправедный суд.

К суду и возможной казни Михаил Триволис был морально готов. Он лично был свидетелем того, как его духовный наставник Джироламо Савонарола был казнён во Флоренции. Собственно, после этого он и решился принять монашеский постриг, сделав выбор в пользу Бога и Афона, а не властей.

Формально миссия константинопольского патриарха в России, в составе которой сюда приехал афонский монах Максим, состояла в том, чтобы назначением русских иерархов по-прежнему ведала духовная, а не национальная светская власть. В этом смысле будущий святой не смог выполнить предназначенной ему роли.

Максим Грек вёл в России не только духовную борьбу, но и ратовал о Просвещении. Он занимался писательской, переводческой и редакционной работой, поднимая интеллектуальную жизнь России на литературном, поэтическом и филологическом уровне. Чем снискал уважение интеллектуальных кругов на Руси.

В 1591 году были открыты мощи Св. Максима Грека, они были нетленными. Они были заново обретены в 1996 году и сегодня хранятся в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры. Это закономерный итог служения Богу, а не безбожному царю.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку