Святой Пантелеймон и князь Владимир Красное Солнышко

князь Владимир Красное Солнышко

Братия Пантелеймонова монастыря на Афоне сохранила предание об основании его князем Владимиром Святославовичем Красное Солнышко. Одна из ранних известных записей в архиве монастыря происходит от письма, обращённого к Иоанну Грозному: «Понеже строение и почете есть святого Князя Владимира, и в наших странах похвала царству ти». Но почему обитель была посвящена целителю Пантелеймону, если правитель при крещении принял имя Василий?

Князь Владимир крестил Русь в 988 году, в тот же год, когда женился на византийской принцессе Анне из Македонской династии, сестре императора Василия II Болгаробойцы. Святое крещение было условием, при котором русский князь мог породниться с правящим в Византии домом, и предшествовало венчанию. Вместе с князем крестился народ, приняли Крещение сыновья и вскоре Русь стала православной.

С царицей Владимир Святославович прожил вплоть до её смерти, произошедшей в интервале между 1008-1011 годами. Анна была погребена в Десятинной церкви в Киеве, построенной мужем в 989–996 годах. Он всю христианскую жизнь десятую часть своих доходов приносил в этот храм, и в нём упокоился рядом (предположительно, от рака) с красавицей-супругой в 1015 году.

При принятии Святого Крещения князь Владимир Святославович получил имя Василия, что подчеркивало союз с византийским императором. В память об этом событии в 990 году он повелел заложить в Суздале храм в честь небесного Ангела-хранителя, который в XIII веке превратился в Свято-Васильевский монастырь.

Но всё же свой главный международный духовный проект князь Владимир Красное Солнышко посвятил Целителю Пантелеймону — основание первого русского святогорского монастыря. С именем этого удивительного святого русские начали укрепляться в духовном центре православия.

Святое Крещение не было только политическим актом для князя. Во-первых, его бабка княгиня Ольга была христианкой, многие воины-дружинники также к тому моменту стали молиться в церквах. Монашеская традиция полностью поддерживалась Владимиром Святославовичем. Во-вторых, телесно страдая в конце своих дней, он всё чаще обращался в молитве к Целителю, с которым его связывала схожая семейная ситуация.

Святитель Пантелеймон родился в Никомидии в Вифинии в семье знатного язычника, который дал ему медицинское образование и устроил врачом при дворе императора Максимиана. Его мать была христианкой, и через влияние окружения матери Пантелеймон (тогда Пантелеон) посвятил свою жизнь подвигу во имя Христа.

Панталеон продает все свое имущество, раздает его бедным и бесплатно лечит больных. Чудеса его врачевания делают Целителя настолько популярным в народе, что зависть коллег и ненависть к нему приводят святого к пыткам и смерти. Но и в пытках Пантелеймон оказывается неуязвим — пока он не завершает свою молитву к Богу, не оказывается готовым принять жертву во имя Его, Целителя не удаётся умертвить.

Отцом Святого Владимира был воинственный князь Святослав, страстный язычник, а матерью — ключница княгини Ольги Малуша. Нет однозначных свидетельств, что она была христианкой, однако изгнание женщины от двора говорит о высоких требованиях, предъявляемых к ней в окружении принявшей христианство княгини Ольги (князь Святослав в момент появления на свет Владимира был женат на Предславе) и, вероятно, о её христианской вере.

Существуют версии, согласно которым Малуша была дочерью купца из города Любека, приехавшего с духовной миссией епископа, или о её происхождении от древлянского князя Мала, дочерей которого Ольга воспитала при своём дворе. Так или иначе, не зря избранница Владимира Рогнеда указала ему на то, что сын такой матери ей не пара — и не факт, что речь шла о социальном происхождении, а не о вере.

Выбор святого Владимиром Красное Солнышко для русского монастыря на Афоне, наверное, навсегда так и останется загадкой истории. Возможно, что посвящение было навеяно супругой Анной, которая всемерно способствовала духовным усилиям мужа и помогала покупке земли. Она основала скит Панагия Ксилургу, первую обитель.

Кстати, одним из аргументов в пользу крещения, который Анна выдвигала жениху, было исцеление. Ну, как тут не задуматься об обете, который князь Владимир Святой мог дать Целителю и затем основать монастырь…

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.
Комментируя вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.